Владимир Чижевский не самый известный советский конструктор, о самолётах марки БОК мало кто знает. Возможно, если бы не арест в 1939 году, и не переход в КБ Туполева, инженерная мысль Чижевского привела к новым моделям самолётов, но вышло, как вышло.
Влади́мир Анто́нович Чиже́вский (30 марта [11 апреля] 1899, Ковно - 1 января 1972, Москва) - советский авиаконструктор. Лауреат Сталинской премии (1949), награждён 3 орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени (08.08.1947), 3 орденами Красной Звезды и медалями
Судя по отсутствию цены это виньетка, но к какой марке я не определил.
Родился 11 апреля 1899 года. Выходец из дворянской семьи, учился до революции в юнкерском училище, после революции встал на сторону советской власти.
В 1919 году ушел служить в РККА.
После Гражданской войны поступил в Военную-Воздушную академию РККА им. Н. Е. Жуковского, которую окончил в 1926 году.
С 1928 года работал в ЦАГИ.
В 1931-1938 годах начальник бюро особых конструкций (БОК), начальник бригады в ЦКБ, главный конструктор Смоленского авиазавода.
Разработал гондолы первых советских стратостатов «СССР-1» (1933 г., за неё Чижевский получил Орден Ленина) и «Осоавиахим-1» (1934 г.) (полёт закончился крушением аппарата) и, самолёты БОК-1, БОК-5, БОК-7, БОК-15.
В 1939 году арестован НКВД и помещён в КБ тюремного типа.
Скорее всего арест не связан с трагедией «Осоавиахим-1», гондола, которую спроектировал Чижевский только косвенно повлияла на гибель стратонавтов. На этапе проектирования не ставилась задача аварийного сброса крышки гондолы, и даже при наличии такой опции на скорости снижения 15 м/с до обрыва строп, а после обрыва тем более выбраться наружу и воспользоваться парашютами было практически невозможно.
Вероятнее всего в аресте сыграло роль дворянское происхождение Чижевского, или, как Туполева, обвинили в шпионаже. Хорошо, что в то время уже работала «Туполевская шарага», так что вместо «10 лет без права переписки» Чижевский отправился сразу туда.
До 1941 года в ЦКБ-29 НКВД, работал в бригаде А. Н. Туполева.
После освобождения и снятия судимости работал в ОКБ им. А. Н. Туполева. С начала 1950-х годов руководил работами по опытному штурмовику, пикирующему бомбардировщику и торпедоносцу Ту-91. Участвовал в создании многих самолетов марки «Ту».