Георгий Нисский. День рождения.

Jan 21, 2023 16:14

Иногда видишь в calendar_vl незнакомую фамилию и в скобочках (художник), думаешь, надо глянуть картины, и тут... Блииин! Офигенские произведения! Если бы я был богат, то собирал картины Георгия Нисского



Гео́ргий Григо́рьевич Ни́сский (8 [21] января 1903, Гомельский уезд Российской империи - 18 июня 1987, Москва, СССР) - советский живописец, один из основателей сурового стиля. Народный художник РСФСР (1965), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Действительный член АХ СССР.





1. В детстве влюбился в пейзаж

Георгий Нисский родился в Белоруссии, в местечке Новобелица, среди рек, лесов и озер. Его взросление пришлось на 1910-20-е годы, наиболее яркие и революционные в русском искусстве, но будущий художник об этом не знал. Его первые рисунки - паровозы на страницах книг отца, фельдшера местной железнодорожной станции, а первые художественные впечатления - репродукции пейзажей Шишкина, Куинджи, Левитана.



Интерес к пейзажу останется с ним на всю жизнь, но вот способ его изображения кардинально изменится. «Любить старых мастеров было позорно», - напишет Нисский после переезда в Москву и знакомства с Пикассо, Дереном, Матиссом, Руссо. «Это история, это вчерашний день, это прошлый век. Невозможно себе представить, чтобы в пейзаже Левитана приземлился наш гигант Ту-104. Там другой дух, другое настроение, другая эпоха», - станет декларировать он позже, когда на его картинах самолеты будут реальнее людей, а композиция будет выстраиваться электропроводами, лентами автострад и железных дорог.



2. Вместе с Дейнекой занимался спортом

Учеба Нисского проходила во ВХУТЕМАСе у Александра Древина и Роберта Фалька, ему довелось позировать Петру Кончаловскому, но их манера была ему не близка, и, по его собственным признаниям, в то время он больше времени проводил в спортзале, чем в мастерской. Одним из развлечений молодого атлета было выполнить стойку на руках на крыше ВХУТЕМАСа, на парапете шестиэтажного здания, сражая сокурсников (и сокурсниц).



Но от искусства было не уйти - в спортзале волейболист Нисский познакомился с боксером Дейнекой. Они легко нашли общий язык, в том числе в своем стремлении показать на полотнах окружающую их новую действительность, и именно Дейнеку Нисский считал своим наставником.



«Осень. Семафоры» (1932)

3. Увлекался яхтами и автомобилями

Одним из увлечений Нисского был парусный спорт - на собственном швертботе он не только путешествовал, но и участвовал в соревнованиях и стал чемпионом Москвы. Он также был одним из немногих в среде художников, у кого была собственная «Волга», на которой он передвигался в поисках интересной натуры.


 

4. Собирал визуальную фактуру на фронте

Работы Нисского, как правило, лаконичны и по цвету, и по композиции, они не перегружены деталями, чтобы не отвлекать глаз от основного мотива. Он часто использует в пейзажах очень низкий горизонт, который дает ощущение безграничного простора, в котором движутся самолеты, корабли или поезда, покоряющие это огромное пространство. Его колорит также лаконичен. Характерный пример - полотно «Над снегами», где в почти монохромном сине-голубом пространстве точкой притяжения становится летящий самолет.



«Радуга» (1950)

Исследователи пишут, что Нисский не переносил мотивы этюдов на холст напрямую, но «конструировал» композицию, используя накопленный зрительный опыт. В 1942 году вместе с Дейнекой и Пименовым Нисский отправился на фронт для сбора материала. Поездка длилась четыре дня, за которые он не сделал ни одного этюда, зато составил множество заметок. После возвращения в Москву работа над картинами шла быстро. На написание полотна «На защиту Москвы» понадобилось всего 50 часов.



«На защиту Москвы» (1942)

5. Дипломную работу купила Третьяковка

Нисский не был обделен признанием - уже его дипломную работу «Интернационал на “Жиль-Барте”. Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году» сразу после защиты купила Третьяковская галерея. Лауреат Сталинской премии, народный художник РСФСР, академик, он был понятен и признан на международной сцене. Его работы отметил Альбер Марке, приезжавший в Советский Союз в 1930-е годы. А картина «Севастополь. Встреча», показанная на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, получила бронзовую медаль.



«Подмосковная зима» (1957)

6. Стал одним из самых дорогих соцреалистов

Преданный советской реальности, Нисский в то же время в художественном отношении далеко отошел от социалистического реализма - пейзажи были ему ближе жанровых сцен с вождями, а их космический масштаб и отказ от навязчивых деталей приближал его к чистой беспредметной живописи. На рынке его большие хрестоматийные полотна редки, а интерес к ним ожидаемо высок.



«Над снегами» (1964)

В 2014 году полутораметровое полотно «Над снегами», выставленное на Sotheby’s и купленное владельцем ИРРИ Алексеем Ананьевым за £1,76 млн ($2,95 млн) установило рекорд не только для художника, но и для всей реалистической живописи советского периода. И хотя в прошлом году его «обошел» Дейнека, Нисский остается одним из самых дорогих и желанных художников на арт-рынке.



«Колхоз «Загорье» (1960)

http://art-and-houses.ru/2018/09/10/6-faktov-o-georgii-nisskom-hudozhnike-kotoryj-pisal-vremya/
марки и картины из интернета

марки, картины, художники, конверты

Previous post Next post
Up