Иногда видишь в calendar_vl незнакомую фамилию и в скобочках (художник), думаешь, надо глянуть картины, и тут... Блииин! Офигенские произведения! Если бы я был богат, то собирал картины Георгия Нисского
Гео́ргий Григо́рьевич Ни́сский (8 [21] января 1903, Гомельский уезд Российской империи - 18 июня 1987, Москва, СССР) - советский живописец, один из основателей сурового стиля. Народный художник РСФСР (1965), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Действительный член АХ СССР.
1. В детстве влюбился в пейзаж
Георгий Нисский родился в Белоруссии, в местечке Новобелица, среди рек, лесов и озер. Его взросление пришлось на 1910-20-е годы, наиболее яркие и революционные в русском искусстве, но будущий художник об этом не знал. Его первые рисунки - паровозы на страницах книг отца, фельдшера местной железнодорожной станции, а первые художественные впечатления - репродукции пейзажей Шишкина, Куинджи, Левитана.
Интерес к пейзажу останется с ним на всю жизнь, но вот способ его изображения кардинально изменится. «Любить старых мастеров было позорно», - напишет Нисский после переезда в Москву и знакомства с Пикассо, Дереном, Матиссом, Руссо. «Это история, это вчерашний день, это прошлый век. Невозможно себе представить, чтобы в пейзаже Левитана приземлился наш гигант Ту-104. Там другой дух, другое настроение, другая эпоха», - станет декларировать он позже, когда на его картинах самолеты будут реальнее людей, а композиция будет выстраиваться электропроводами, лентами автострад и железных дорог.
2. Вместе с Дейнекой занимался спортом
Учеба Нисского проходила во ВХУТЕМАСе у Александра Древина и Роберта Фалька, ему довелось позировать Петру Кончаловскому, но их манера была ему не близка, и, по его собственным признаниям, в то время он больше времени проводил в спортзале, чем в мастерской. Одним из развлечений молодого атлета было выполнить стойку на руках на крыше ВХУТЕМАСа, на парапете шестиэтажного здания, сражая сокурсников (и сокурсниц).
Но от искусства было не уйти - в спортзале волейболист Нисский познакомился с боксером Дейнекой. Они легко нашли общий язык, в том числе в своем стремлении показать на полотнах окружающую их новую действительность, и именно Дейнеку Нисский считал своим наставником.
«Осень. Семафоры» (1932)
3. Увлекался яхтами и автомобилями
Одним из увлечений Нисского был парусный спорт - на собственном швертботе он не только путешествовал, но и участвовал в соревнованиях и стал чемпионом Москвы. Он также был одним из немногих в среде художников, у кого была собственная «Волга», на которой он передвигался в поисках интересной натуры.
4. Собирал визуальную фактуру на фронте
Работы Нисского, как правило, лаконичны и по цвету, и по композиции, они не перегружены деталями, чтобы не отвлекать глаз от основного мотива. Он часто использует в пейзажах очень низкий горизонт, который дает ощущение безграничного простора, в котором движутся самолеты, корабли или поезда, покоряющие это огромное пространство. Его колорит также лаконичен. Характерный пример - полотно «Над снегами», где в почти монохромном сине-голубом пространстве точкой притяжения становится летящий самолет.
«Радуга» (1950)
Исследователи пишут, что Нисский не переносил мотивы этюдов на холст напрямую, но «конструировал» композицию, используя накопленный зрительный опыт. В 1942 году вместе с Дейнекой и Пименовым Нисский отправился на фронт для сбора материала. Поездка длилась четыре дня, за которые он не сделал ни одного этюда, зато составил множество заметок. После возвращения в Москву работа над картинами шла быстро. На написание полотна «На защиту Москвы» понадобилось всего 50 часов.
«На защиту Москвы» (1942)
5. Дипломную работу купила Третьяковка
Нисский не был обделен признанием - уже его дипломную работу «Интернационал на “Жиль-Барте”. Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году» сразу после защиты купила Третьяковская галерея. Лауреат Сталинской премии, народный художник РСФСР, академик, он был понятен и признан на международной сцене. Его работы отметил Альбер Марке, приезжавший в Советский Союз в 1930-е годы. А картина «Севастополь. Встреча», показанная на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, получила бронзовую медаль.
«Подмосковная зима» (1957)
6. Стал одним из самых дорогих соцреалистов
Преданный советской реальности, Нисский в то же время в художественном отношении далеко отошел от социалистического реализма - пейзажи были ему ближе жанровых сцен с вождями, а их космический масштаб и отказ от навязчивых деталей приближал его к чистой беспредметной живописи. На рынке его большие хрестоматийные полотна редки, а интерес к ним ожидаемо высок.
«Над снегами» (1964)
В 2014 году полутораметровое полотно «Над снегами», выставленное на Sotheby’s и купленное владельцем ИРРИ Алексеем Ананьевым за £1,76 млн ($2,95 млн) установило рекорд не только для художника, но и для всей реалистической живописи советского периода. И хотя в прошлом году его «обошел» Дейнека, Нисский остается одним из самых дорогих и желанных художников на арт-рынке.
«Колхоз «Загорье» (1960)
http://art-and-houses.ru/2018/09/10/6-faktov-o-georgii-nisskom-hudozhnike-kotoryj-pisal-vremya/марки и картины из интернета