Как-то не подозревал, что многие из моих любимых мультфильмов «Петя и Красная Шапочка», «Вовка в Тридевятом царстве», серия про Карлсона, «Щелкунчик» по балету Чайковского, который считаю одним из лучших образцов мировой анимации сделаны одним человеком. Режиссёром, а в случае фильма «Щелкунчик» ещё и сценаристом был Борис Степанцев.
Бори́с Па́влович Степа́нцев (7 декабря 1929, Москва -21 мая 1983, Москва) - советский режиссёр-мультипликатор, художник, иллюстратор книг и диафильмов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1972). Художественный руководитель студии «Мульттелефильм» творческого объединения «Экран» (1980-1983). Вице-президент АСИФА (1972-1982). Член жюри Каннского кинофестиваля в разделе «Художественная анимация».
Степанцеву нравился жанр современной сказки, в котором, в частности, был выполнен «Петя и Красная Шапочка» (1958), награждённый «Лавровым венком» на VII Международном фестивале анимационных фильмов в Анси. Своеобразный сиквел «Только не сейчас» (1962), также снятый по мотивам «постмодернистской» сказки Владимира Сутеева о Пете Иванове, стал одним из ранних советских экспериментов по совмещению живого актёра и рисованной мультипликации.
В 1960 году Степанцев и Райковский поставили «Мурзилку на спутнике» - первый в СССР широкоэкранный мультфильм. За него они получили Первую премию на XII Международном кинофестивале в Карловых Варах.
В дальнейшем Степанцев работал один. В период с 1965 по 1970 год снял три своих самых известных мультфильма: «Вовка в Тридевятом царстве» (ещё одну современную сказку), «Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся». В дилогии по книгам Астрид Линдгрен Степанцев впервые в советском кино применил технологию электрографии. Однако, по словам режиссёра, «зубоскальство» стало его утомлять.
С 1966 по 1973 год он поставил ряд драматических мультфильмов, в основе которых лежали произведения русской классической музыки. На картину «Окно» его вдохновили «Мимолётности» Сергея Прокофьева. Степанцев позже писал, что музыка Прокофьева «сама рисует то, что должно произойти на экране, до мельчайшего жеста определяя игру персонажей… её драматургия была логичнее, точнее многих надуманных сюжетных ходов. Оставалось только следовать ей».
«Песня о Соколе» стала переложением одноимённого произведения Максима Горького на музыку Александра Скрябина, а также первым широкоэкранным советским фильмом в стиле живописи по стеклу (целлулоиду).
В экранизации балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» были использованы комбинированные съёмки и эффекты, больше никем не повторённые в советской мультипликации