Открытка Брюллов Карл Павлович "Диана, Эндимион и Сатир"". Картон, масло 52х59. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
открытка Брюллов Карл Павлович "Диана, Эндимион и Сатир"". Картон, масло 52х59. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
К.П. Брюллов на протяжении своей творческой деятельности постоянно обращался к мифологическим сюжетам. Но в годы развития и утверждения идей «натуральной школы» картины Брюллова «Спящая Юнона», «Диана и Эндимион» подвергались порицанию, так как, по мнению критики, «уводили» от больших задач искусства.
открытка Брюллов Карл Павлович "Диана, Эндимион и Сатир"". Картон, масло 52х59. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина «Диана, Эндимион, Сатир» 1849 г. была написана на сюжет эротической новеллы итальянского поэта XVIII века Джамбаттиста Касти.
Миф о прекрасном Эндимионе, пленившем богиню Диану, был популярен в русском искусстве. К нему еще до Брюллова обратился А.И.Плещеев. Он посвятил ему стихотворение «Эндимион» (1835-36):
Ты спал, о юноша, ты спал, Когда она, богиня скал, Лесов и неги молчаливой, Томясь любовью боязливой, К тебе, прекрасна и светла, С Олимпа мрачного сошла .
Плещеев значительно смягчил элемент эротики. Брюллов же его подчеркнул. Тема настолько привлекла живописца, что он сделал повторение и скульптурную группу. Картина хранится в коллекции Третьяковской галереи. Повторение с нее было приобретено в собрание Пермской художественной галереи из частной коллекции Москвы.
Художественный критик В. Стасов очень строго оценил картину «Диана, Эндимион и Сатир», отметив «содержание поверхностное, несерьезное в соединении с насмешкой и карикатурой…и с грубой непристойностью». С картины была сделана литография А. А. Козловым. Но даже цензура сочла ее непристойной и потребовала «не выставлять в окнах магазинов».
"Диана, Эндимион и Сатир" Карл Павлович Брюллов • Живопись, 1849, 46.5×58.5 см Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
А. А, Козлов-К. П. Брюллову. 29 сентября 1851. С.-Петербург.
Налитографировал я и издал вашу «Диану и Сатира», «Спасителя во гробе», затем пойдет «Ангел молитвы». «Диану» мне сначала цензура запретила, а потом, при усиленных искательствах дозволила, но с уговором- не выставлять в окна магазинов, что очень жаль; так что я от «Дианы» терплю убыток. От «Спасителя» и от «Ангела», и от вас ожидаю помощи, последнее обстоятельство объясняется далее. Когда «Ангел» будет готов, то все три эстампа пришлю вам на рецензию. Как бы ни было хорошо сделано, а все-таки наши изящные картины, эстампы идут плохо, кроме народных картин, с подписями и без оных.