8 сентября 1914 года, под городом Жолква, совершив первый в истории воздушный таран, погиб выдающийся русский авиатор, один из основоположников высшего пилотажа штабс-капитан Пётр Нестеров. Он навсегда остался в памяти потомков как отважный пионер авиации, беззаветно преданный своему делу.
Подвиг
С началом войны 11-й авиаотряд, командиром которого был назначен штабс-капитан Пётр Нестеров, перебрасывается на Юго-Западный фронт, в распоряжение штаба 3-й армии, войска которой принимают активное участие в разворачивающейся грандиозной Галицийской битве.
С первых же дней Нестеров регулярно вылетает на разведку, а также совершает первую в истории русской авиации бомбардировку позиций противника. Его действия настолько успешны, что австро-венгерское командование назначает высокую награду тому, кто собьёт самолёт русского авиатора.
Пётр Нестеров (слева_ заинтересовался авиацией, ещё будучи артиллеристом
Австрийцы тоже активно использовали свои самолёты для разведки. Особой дерзостью отличался лейтенант барон Фридрих фон Розенталь, для которого битва за Галицию представляла ещё и имущественный интерес - ему принадлежали значительные земельные угодья в этой местности.
Вылетая на своём «Альбатросе», он не только собирал разведданные, но и не раз сбрасывал бомбы на русские позиции.
8 сентября 1914 года самолёт Розенталя показался над аэродромом 11-го авиаотряда, находившимся неподалёку от городка Жолква. Пётр Нестеров стремительно выбежал на лётное поле и сел в кабину своего аэроплана.
Вечером 27 августа 1913 года с киевского военного аэродрома на Сырецком поле в воздух поднялся самолёт «Ньюпор-4» под управлением Петра Нестерова, который впервые в истории авиации совершил “мёртвую петлю”
Вот как вспоминает о том, что произошло дальше бывший генерал-майор Русской императорской армии, впоследствии перешедший на сторону большевиков и дослужившийся до генерал-лейтенанта Красной армии Михаил Бонч-Бруевич в книге своих мемуаров «Вся власть Советам!»:
«Едва я отыскал в безоблачном небе австрийца, как послышался шум поднимавшегося из-за замка самолёта. Оказалось, что это снова взлетел неустрашимый Нестеров.
Потом рассказывали, что штабс-капитан, услышав гул австрийского самолёта, выскочил из своей палатки и как был в одних чулках забрался в самолёт и полетел на врага, даже не привязав себя ремнями к сиденью.
Поднявшись, Нестеров стремительно полетел навстречу австрийцу. Солнце мешало смотреть вверх, и я не приметил всех маневров отважного штабс-капитана, хотя, как и все окружающие, с замирающим сердцем следил за развертывавшимся в воздухе единоборством.
Наконец, самолёт Нестерова, круто планируя, устремился на австрийца и пересёк его путь; штабс-капитан как бы протаранил вражеский аэроплан - мне показалось, что я отчётливо видел, как столкнулись самолёты.
Австриец внезапно остановился, застыл в воздухе и тотчас же как-то странно закачался; крылья его двигались то вверх, то вниз. И вдруг, кувыркаясь и переворачиваясь, неприятельский самолёт стремительно полетел вниз, и я готов был поклясться, что заметил, как он распался в воздухе.
8 сентября 1914 года Пётр Нестеров совершил первый в истории авиации таран и погиб смертью храбрых
Какое-то мгновение все мы считали, что бой закончился полной победой нашего лётчика, и ждали, что он вот-вот благополучно приземлится. Впервые примененный в авиации таран как-то ни до кого не дошёл. Даже я, в те времена пристально следивший за авиацией, не подумал о том, что самолёт, таранивший противника, не может выдержать такого страшного удара. В те времена самолёт был весьма хрупкой, легко ломающейся машиной.
Неожиданно я увидел, как из русского самолёта выпала и, обгоняя падающую машину, стремглав полетела вниз крохотная фигура лётчика. Это был Нестеров, выбросившийся из разбитого самолёта. Парашюта наша авиация ещё не знала; читатель вряд ли в состоянии представить себе ужас, который охватил всех нас, следивших за воздушным боем, когда мы увидели славного нашего лётчика, камнем падавшего вниз…
Вслед за штабс-капитаном Нестеровым на землю упал и его осиротевший самолёт».
Память о Петре Нестерове, выдающемся русском авиаторе, пионере высшего пилотажа и авторе первого в мире боевого воздушного тарана жива в памяти многих поколений граждан нашей страны
Так погиб отважный русский пилот, впервые в истории применивший воздушный таран. Трудно сказать, мог ли он выжить после атаки вражеского самолёта, если бы не забыл привязаться ремнями перед вылетом. Его противник также погиб - русские солдаты обнаружили обломки «Альбатроса» с останками барона фон Розенталя. Таран оказался успешным, но обошёлся слишком дорого…
Пётр Нестеров, которому к моменту гибели исполнилось всего 27 лет, был похоронен в Киеве в некрополе «Аскольдова могила». Позднее его останки были перезахоронены на Лукьяновском кладбище Киева. А на месте его гибели был сооружён монумент.