Эдгар Дега, полное имя Илер-Жермен-Эдгар де Га (фр. Edgar Degas, 19 июля 1834, Париж - 27 сентября 1917) - французский художник-импрессионист, один из основателей движения, принимавший участие в 7 из 8 выставок импрессионистов.
Автопортрет в коричневом жилете Эдгар Дега 1856, 24×19 см Местонахождение: Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
Эдгар Дега родился 19 июля 1834 года в Париже, в аристократической семье. Отец хотел, чтобы сын стал юристом, однако мальчик мечтал о карьере живописца. В 1854 году Дега идёт учиться живописи в мастерскую художника Ламота.
Через год он поступил в Школу изящных искусств. В это время Дега много путешествовал, в том числе и по Италии, где изучал классические принципы композиции, а также знакомился с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
В 1860-е годы Эдгар Дега открывает мастерскую в Париже. В то время он занимался в основном портретной живописью. Одной из лучших работ художника этого периода творчества считается групповой портрет «Семейство Беллели» (1858-1867).
«Семейство Беллели» (1858-1867)
В 1862 году молодой художник познакомился с Эдуардом Мане и другими импрессионистами, которые оказали на него большое влияние. Дега начинает писать сцены из городской жизни, изображает быт театров и кафе.
Во время поездки в Нормандию художник был очарован лошадьми, которых он впоследствии довольно часто изображал на своих картинах. Ещё одной «визитной карточкой» Дега стал балет. Он часто часами наблюдал за танцовщицами, делая набросок за наброском. Одним из самых известных произведений, созданных художником в 1870-е годы, является картина «Танцевальный класс».
Балетный класс Оперы на улице Пелетье Эдгар Дега 1872, 33×46 см Местонахождение: Музей д’Орсе, Париж
Работы Дега 1880-х годов отражают его увлечение японской гравюрой и фотографией. Тогда же Дега обращается к технике пастели. Он часто изображает женщин из народа. Наиболее яркие работы этого периода - «Гладильщицы» (1884) и «Обнаженная, расчесывающая волосы» (1885).
Гладильщицы Эдгар Дега 1884, 82.2×75.6 см Местонахождение: Музей Нортона Саймона, Пасадина
Сидящая спиной обнаженная, расчесывающая волосы Эдгар Дега 1897, 70.5×70.5 см Местонахождение: Кунстхаус, Цюрих
Также в 1880-е годы Дега начинает работать в качестве скульптора. В это время он был уже признанным художником, чьи работы высоко ценились современниками.
Знаменитый художник-импрессионист Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже.
Ванна Эдгар Дега, 1886, 60×83 см Местонахождение: Музей д’Орсе, Париж
Марка из мини-листа Гвинеи Биссау2003 г.в. с картиной "Ванна" Эдгара Дега
Эдгар Дега притащил в мастерскую чаны и тазы. Натурщицы приходили сюда и часами занимались своими делами: расчесывались, мылись, вытирались, зевали, одевались и раздевались.
Удивленные поначалу тем, что Дега ничего не пишет, а просто наблюдает, со временем они уставали удивляться и переставали художника замечать. Этого-то ему и было нужно.
На Восьмой выставке импрессионистов, в 1886 году, когда в последний раз удалось собрать в одном зале художников, затеявших когда-то всю эту революцию, Эдгар Дега предложил семь пастелей.
Мини-лист Гвинеи Биссау2003 г.в. с картиной "Ванна" Эдгар Дега
У них было длинное и нарочито прозаичное название, почти канцелярское или каталогизирующее (так искусствоведы, систематизирующие наследие художника, называют пачку каких-нибудь незначительных набросков и подготовительных рисунков) - «Серия обнаженных женщин - купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающих волосы или сидящих за туалетом в то время, как их причесывают».
Блок Фуджейра 1972 г.в. с картиной на марке "Ванна" Эдгара Дега
Марка из блока Фуджейра 1972 г.в. с картиной "Ванна" Эдгара Дега
Эдгар Дега, пожалуй, первый художник, который примирил обнаженную натуру и современность после нескольких столетий салоновской целомудренной традиции, предписывающей облачать обнаженное женское тело в парящие драпировки или окружать символическими атрибутами древних богинь.
Вместо оправдательных греческих тог, парящих амуров, облаков, пены морской и прочего божественного антуража, которым еще лет двадцать до этого художники прикрывали наготу своих героинь, Дега вручает им мочалки и расчески. Это не вызывающая и бесстыдная нагота «Олимпии» Мане - это самая естественная, повседневная и скучная обстановка, в которой женщина может быть раздета.
Эдуард Мане, «Олимпия», 1863 г.
Блок Гвинеи Биссау2003 г.в. с картиной Эдуарда Мане, «Олимпия»
Марка из блока Гвинеи Биссау 2003 г.в. с картиной Эдуарда Мане, «Олимпия»
Моющиеся и причесывающиеся женщины Дега не смотрят зрителю в глаза. Да что там не смотрят - даже лиц их чаще всего не видно.
Они неуклюже поднимают ногу, вылезая из ванной, бесцеремонно наклоняются и разворачиваются к нам спиной и задом, собирают в пучок мокрые волосы, чтобы тщательно расчесать, они вытирают ноги и спину.
До сих пор, обнаженная модель всегда изображалась в позах, предполагающих присутствие зрителей,
- объяснял художник и добавлял, что в его задачи входило создать ощущение подсматривания в замочную скважину.
Источник: calend.ru