Жан Дезире Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городе с населением около трех тысяч человек, расположенном во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, недалеко от швейцарской границы. Детство и процесс обучения живописью, опускаю.
"Портрет девушки" Гюстав Курбе44,5 × 31,5 см , 1840 г.
В 1839 году он уехал в Париж и пообещал отцу, что будет там изучать юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с коллекцией произведений искусства Лувра. На его творчество, особенно раннее, большое влияние впоследствии оказали маленькие голландские и испанские художники, особенно Веласкес, у которых он позаимствовал общие темные тона картины.
"Гамак" Гюстав Курбе70,5 × 97 см , 1844 г. Частное собрание, Швейцария.
Затем он отказался от формального художественного образования и пошел работать в мастерские Swiss и Lapina. В мастерской швейцарцы не проходили специальной подготовки, ученики должны были изображать наготу, и их художественный поиск не ограничивался. Такой стиль обучения хорошо подходит Курбе.
"На краю обрыва" Гюстав Курбе60,5 × 50 см , 1845 г. Национальная картинная галерея, Осло
С самого начала художник проявлял себя как реалист, и чем дальше, тем сильнее и настойчивее шел в этом направлении, считая конечной целью искусства передачу обнаженной реальности и жизненной прозы и пренебрегая даже грациозными технологиями. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.
"Автопортрет с черной собакой" Гюстав Курбе56 × 46 см Местонахождение: Пети-Пале, Париж.
Автопортрет (Мужчина с кожаным поясом)Гюстав Курбе100 × 82 см , 1846 г.
Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салоне, были отклонены жюри. Более того, в этом году жюри Салона отклонило большое количество известных художников, в том числе Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо, поэтому они вынашивали планы по созданию собственной выставочной галереи.
Автопортрет (Отчаявшийся мужчина)Гюстав Курбе45 × 55 см , 1845 г.
Планы не были реализованы из-за разразившейся революции. В результате в 1848-м году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но он не смог продать ни одной картины.
"Вакханка" Гюстав Курбе76 × 63 см , 1847 г.
Гюстав Курбе «Дробильщики камней» (1849)
В конце концов, Курбе стал руководителем реалистической школы, которая зародилась во Франции и распространилась оттуда на другие страны, особенно в Бельгию.
В 1847 году Курбе посетил Голландию. Суровую правду и простоту образов, взятых из современной жизни, он смело противопоставлял слащавой идеализации салонно-академического искусства. В таких карантинах, как «Дробильщики камней» (1849) и «Похороны в Орнане» (1850), мастер достиг глубокого раскрытия содержания. По словам Курбе цель первой из этих работ - «...поставить французское общество перед зрелищем тяжёлого изнурительного труда и беспросветной жизни».
Мини-лист Республика Гвинея 2002-10-30 году , «Гюстав Курбе (1819-1877)» Mi:GN 3934A-3942AKB, на котором изображены картины Густава Курбе, номинал - 9*1000 GFr - Гвинейских франков
Его картина «Похороны в Орнане» (1849-1850) ознаменовала дебют реализма как новой и значительной силы на европейской художественной сцене. Конечно, картина с натуралистическим изображением деревенских похорон вызвала большой скандал в Салоне, где традиционно были представлены произведения аллегорической и исторической тематики.
Похороны в Орнансе Гюстав Курбе 1850, 668 × 315 см Musee d'Orsay, Париж
Марка африканской страны Гвинея 2002-10-30 год , «Гюстав Курбе (1819-1877)», Mi:GN 3957A с изображением картины Густава Курбе, «Похороны в Орнане» номинал - 1000 GFr - Гвинейских франков
«Похороны в Орнане», которые сейчас считаются одной из величайших жанровых картин, изображают похороны двоюродного дяди Курбе, которые произошли в сентябре 1848 года в Орнане, родине семьи, в небольшом городке недалеко от Безансона на северо-востоке Франции.
Вместо того, чтобы использовать профессиональные модели, что было нормальной практикой, Курбе решил нарисовать тех же горожан, которые присутствовали при захоронении, тем самым подчеркнув «правдивый» характер реализма.
«Девушки на берегу Сены (Лето)» Гюстав Курбе 1857, 206 × 174 см
В Салоне 1857 года разгорелся очередной скандал: критики раскритиковали картину «Девушки на берегу Сены», изображавшую дремлющих девушек распущенных нравов.
Тем не менее, Гюстав Курбе открыл мастерскую вскоре, в котором он собрал более 30 студентов. Он сформулировал свои принципы для аудитории следующим образом: «Не делайте того, что я делаю. Не делайте того, что делают другие. Даже если бы вы сделали то, что однажды сделал Рафаэль, вы бы пожертвовали своим собственным искусством, что равносильно самоубийству ".
Марка из мини-листа Гвинея 2002-10-30 год , «Гюстав Курбе (1819-1877)», Mi:GN 3938A с изображением картины Густава Курбе, «Девушки на берегу Сены» номинал - 1000 GFr - Гвинейских франков
В ноябре 1854 года Курбе поделился с Брюйсом замыслом новой картины «Ателье», полотна сантиметров выше и всего на семьдесят сантиметров короче «Похорон в Орнане». Полное название её гласило: «Ателье художника. Реальная аллегория, подводящая итог семи годам моей художественной жизни».
Мастерская художника Гюстав Курбе 1855, 361 × 598 см Musee d'Orsay, Париж
Марка из мини-листа Гвинея 2002-10-30 год , «Гюстав Курбе (1819-1877)», Mi:GN 3939A с изображением картины Густава Курбе, «Ателье» номинал - 1000 GFr - Гвинейских франков
Шанфлери он даёт более подробное описание «Ателье:
Хотя и находясь в последнем градусе ипохондрии, я затеял огромную картину шесть метров шириной и три с половиной высотой, то есть размерами несколько больше Похорон, чем хочу доказать что я ещё не умер или, вернее, что реализм ещё жив, так как это полотно - реализм. Это материальная и духовная история моей мастерской... Здесь изображены люди, смысл существования которых - смерть. Короче, таким я вижу общество, его интересы и страсти; это люди, приходившие ко мне в мастерскую, чтобы ч их написал...
Статья проиллюстрирована изображениями из Интернета.
В посте использованы марки из коллекции
volynko "Живопись на марках"