История создания «Допроса коммунистов» позволяет яснее определить художественный строй картины и значение метода социалистического реализма в творчестве Иогансона.
Допрос коммунистов Борис Владимирович Иогансон 1933 Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Меня лично, преследовала идея сопоставления классов, желание выразить в живописи непримиримые классовые противоречия. Белогвардейщина - это особый нарост в истории, это сброд, где смешались и остатки старого офицерства, и спекулянты в военной форме, и откровенные бандиты, и мародеры войны. Каким ярким контрастом этой банде были наши военные комиссары, коммунисты, являвшиеся идейными руководителями и защитниками своего социалистического отечества и трудового народа. Выразить этот контраст, сопоставить его являлось моей творческой задачей.
- вспоминал художник
марка СССР 1967 Государственная Третьяковская галерея "Допрос коммунистов" №3585, 3 коп.
Не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, художник стремится к созданию своеобразного советского эпоса. Он ищет образы "героев" и "злодеев" нового политического мифа и сталкивает их в драматических ситуациях. Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечают и большие размеры его картины.
По утверждению художника Алексея Смирнова, лично знавшего Иогансона, последний, служа офицером в армии Колчака, писал портреты Верховного правителя.
В своей картине «Допрос коммунистов» в виде офицеров, допрашивающих и избивающих коммунистов, он изобразил самого себя и своего товарища по службе в белой армии, советского художника А. М. Соловьева (1886-1966) (со спины).
В этой картине Иогансон, персонифицируя противостоящие классовые силы, сталкивая их в драматическом конфликте, стремится к подлинному историзму содержания и воплощению героического пафоса революционной борьбы; тщательно разработанная композиция, основанная на конкретных сопоставлениях персонажей, принадлежащих к разным лагерям, и эмоциональная живописная манера, отмеченная богатством цветовых оттенков и колористическим единством, подчинены задаче психологической характеристики мужества коммунистов.
В 1937 г. за картину «Допрос коммунистов» (1933) Борис Иогансон удостоен «Гран-При» Международной выставки в Париже.
В статье использованы марки из коллекции
volynko