"Мадонна Литта" Леонардо да Винчи

Apr 15, 2022 22:27


Леонардо да Винчи (15 апреля 1452, Винчи, Италия - 2 мая 1519) - итальянский живописец, архитектор, скульптор, ученый и изобретатель, продуктивный период творчества которого пришелся на Высокое Возрождение. Общепризнанный гений, считающийся одним из величайших художников всех времен.



Картина "Мадонна Литта" в Эрмитаже.





СССР 1970, декабрь блок из серии "Зарубежная живопись в музеях СССР" №3963 50коп. на блоке "Леонардо да Винчи. Мадонна Литта"

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» является одной из самых узнаваемых работ художника. На ней изображена Богоматерь, кормящая грудью своего Божественного младенца.

История этой картины, как и многих других полотен да Винчи, была долгое время окутана тайнами и вызывала споры об авторстве.

История создания картины

Картина была написана приблизительно в 1490-1491 г., точный период её создания неизвестен. Вероятнее всего, «Мадонна Литта» Леонардо была написана в период проживания художника в Милане. Есть также предположения, что да Винчи писал картину, находясь в Риме.

Первое название работы - «Мадонна с младенцем», однако позже её переименовали в «Мадонну Литту» в честь семьи итальянских владельцев по фамилии Литта, у которых полотно хранилось на протяжении почти всего XIX века.

В 1864 году герцог Литта отправил письму императору Российской империи, Александру III, о намерении продать четыре картины, среди них была и «Мадонна с младенцем» да Винчи.



"Мадонна Литта" Леонардо да Винчи 1490-е , 42×33 см Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Гедеонов, директор Эрмитажа, привез из Италии этот шедевр мировой живописи. В самой Европе к этой новости отнеслись весьма болезненно, ведь картину отправили в такую далекую страну - Россию…

А вот эскиз лица Богоматери остался в Европе, и сегодня он находится в Лувре (Франция).

Стоит отметить, что такой библейский сюжет, как Богоматерь с младенцем на руках, Леонардо изображал очень часто. Его биографы связывают это с тем, что он сам с трех лет был разлучен со своей матерью-крестьянкой. Отец художника был знатного происхождения и изъявил желание растить сына сам, забрав ребенка у его родной матери. Возможно, из-за этого травмирующего факта биографии для да Винчи образ матери всегда являлся сакральным, непостижимым и бесконечно любящим.



Мадонна Литта (набросок) Леонардо да Винчи1480-е

Из-за некоторых отличных друг от друга художественных особенностей картины среди искусствоведов распространено мнение, что автором «Мадонны» является вовсе не Леонардо да Винчи, а один из его учеников.

При этом не вызывает сомнений то, что лицо Богоматери нарисовал сам Леонардо. А вот отдельные детали вызвали сомнения.

Например, одежда Мадонны изображена будто бы не до конца и даже немного грубо, что не было характерно для живописи той эпохи. Ведь тогда художники прорисовали каждую досконально складочку.

Иного мнения придерживаются другие исследователи. Они считают, что такое разнообразие художественных приёмов допущено автором умышленно: одни детали он стремился подчеркнуть, а другим умышленно придавал косвенное значение и указал на их второстепенность.



Туринский автопортрет Леонардо да Винчи , 1513, 33×22 см

Художественные особенности картины

Если внимательно разглядеть на картину, то мы увидим множество интересных деталей, которые не бросаются в глаза.

На одеянии Мадонны видно для разреза для груди. Один из них зашит, другой же, с правой стороны, разорван специально для кормления дитя.

Возможно, ребенок уже был отучен брать грудь матери, однако она не устояла перед его плачем, и ей пришлось разорвать швы на своём платье.

Доподлинно известно, что женщины знатного рода уже в начале XIV века переставали кормить своих детей грудью, нанимая для этого кормилиц. В том же веке да Винчи и другие художники начинают идеализировать образ самостоятельно кормящей матери. Поэтому разорванные швы на платье символизируют некое милосердие по отношению к своему ребенку и самоотдачу.



Марка Того 1972-10-21 из серии "Великие Картины" №Mi:TG 948A, Sn:TG C187, Yt:TG PA186, Sg:TG 908, на марке "Туринский автопортрет Леонардо да Винчи" номинал марки -80 CFA

В левой руке младенца маленький птенец - щегол, являющийся символом чистой христианской души.

Еще одна занятная деталь - это улыбка на лице Мадонны, которой на самом деле нет. У уголка губ падает тень, отчего создается иллюзию улыбки.

Также стоит обратить внимание на отсутствие нимбов матери и младенца.

Да Винчи хотел показать именно человеческую сторону Богоматери и её Божьего сына, а не сверхъестественную.

Леонардо можно считать истинным гуманистом, для которого человеческое начало (даже для святых) было основополагающим.

Источник: artchive.ru

В статье использована марка из коллекции volynko "Живопись на марках"

Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета

живопись на марках, #живопись, #Леонардо да Винчи, Леонардо да Винчи, #марки

Previous post Next post
Up