Наперсные и киотные кресты XVII - XIX столетий. (часть II)

Dec 29, 2020 23:46


Продолжение знакомства по теме Наперсные и киотные кресты XVII - XIX столетий
Предисловие

Написание этих постов обусловлено желанием узнать о истории медных



крестов, которые были любимы старообрядцами, но столь же часто их можно было встретить в домах русских православных людей, совершенно далеких от раскола. Эти кресты впервые увидел на интернет аукционе АукционЪ. СПб в моём городе, где длительное время участвовал в аукционах монет.

http://www.auction.spb.ru/?lotID=1086592



Лот № 9668. Крест киотный на интернет аукционе АукционЪ. СПб



Лот № 9668. Крест киотный (тыльная сторона креста )на интернет аукционе АукционЪ. СПб

Из истории

Почти всегда на кресте лик Христа остается очень нечетким или не просматривается вообще. Это, вероятно, связано с тем, что все они - переливки, изготовленные в какой-то местной мастерской с более раннего оригинала.


Наперсные кресты XVIII-XIX вв.
Близкими к данной разновидности креста являются похожие изделия с менее выраженными бортиками на обороте. Иногда там размещается причудливый растительный орнамент. На этих крестах ангелы обретают свои имена Михаила и Гавриила. Вокруг самого Распятия появляется точечный контур, предназначенный для удержания эмали.



Наперсные кресты XVIII-XIX вв.

В конце XVII века появляются более изысканные наперсные кресты, нижняя часть которых раздваивается, а боковые части средней перекладины, где помещаются предстоящие, расширяется.


Наперсные кресты конца XVII в.

Данный крест уникален удивительным сочетанием старых и новых форм. С одной стороны, он несет явные стилистические черты московского барокко, с его склонностью к искривленным линиям, а с другой - повторяет черты средневековых энколпионов и даже домонгольских крестов.


Новгородский энколпион XV в

В это же время появляются киотные кресты с предстоящими, являющиеся прототипами многочисленных поздних старообрядческих крестов такого же вида. Эти изысканные изделия явно испытали воздействие московского барокко.


Киотный крест с двумя предстоящими. Конец XVII в.

Тело Распятого Христа имеет вытянутую и сильно изогнутую форму. Столь же вытянуты и фигуры предстоящих Божией Матери и Иоанна Богослова. В сквозном навершие креста - образ Спаса Нерукотворного, ниже образ Благовещения. Над средней перекладиной креста размещены в круглых медальонах. Общий размер 150х90 мм (размеры некоторых изделий могут незначительно отличаться) позволяет считать данный крест киотным, однако наличие отверстия в навершие позволяет ему использоваться в качестве наперсного креста.



Древнерусский крест с предстоящими. X-XIII вв.

Отливавшиеся первоначально из красной меди, в последующем столетии такие кресты изготавливались из латуни; нередко их поверхность была украшена эмалями.

Для этого типа креста так же существует домонгольский прототип - уникальный бронзовый крест, найденный на Княжей горе в Киеве.

Древнерусский крест с предстоящими. X-XIII вв.

Судьба барокко в России в значительной степени отличается от его европейской истории. Если в Европе барокко появилось как закономерное развитие маньеризма, вышедшего из искусства Ренессанса, и знаменовало частичное возвращение к эстетике Средневековья, то русское барокко, не забыв о своем собственном Русском Возрождении, подхватив европейские идеи, развивало их на своей собственной культурной почве.



Наперсный крест XVII в.
Одним из ярких примеров наперсных крестов, выполненных в  стиле московского барокко, является небольшой, размером 91х58 мм, наперсный крест с четырьмя предстоящими и херувимом в верхней части. Крест имеет килевидное завершение, характерное для нательных крестов XVI столетия; на концах перекладин расположены характерные для московского барокко шарики.

Киотный крест с двумя предстоящими


Лот № 9145 Наперсный крестна интернет аукционе АукционЪ. СПб


Лот № 9145 Наперсный крест (тыльная сторона креста) на интернет аукционе АукционЪ. СПб .


Наперсные кресты XVII-XVIII вв.
Еще более ярко черты барокко проявляются в более распространенных типах наперсных крестов, конца XVII века, которые изредка тиражировались и в отливках последующего XVIII столетия.

Поскольку, начиная с XVIII века, медное литье сосредоточилось в основном в старообрядческой среде, эти кресты с выраженными чертами стиля барокко широкого распространения не получили. Их нарядный, праздничный вид вносил диссонанс в строгое и суровое искусство ревнителей древнего благочестия.

Источник: olevs.ru

Статья проиллюстрирована картинками из Интернета.

наперсные кресты, коллекционер, медное литье, религия, история

Previous post Next post
Up