Наскальное искусство Сахары - серия доисторических рисунков, выбитых или нарисованных на природных скалах в центральной части пустыни Сахара. Всего насчитывается около 3000 таких памятников, от массива Тибести до Ахаггарских гор.
Чад, 1962-04-20 серия марок "Доисторические наскальные рисунки в горах Тибести" код по каталогy: Mi:TD P23-28, Sn:TD J23-27, Yt:TD T24-27, Sg:TD D89-93
Чад, 1962-04-20 серия марок "Доисторические наскальные рисунки в горах Тибести" Куду, период охотников, код по каталогy:Mi:TD P23, Sn:TD J23, Yt:TD T24, Sg:TD D89
Африку справедливо считают колыбелью человечества. В Кении, Танзании, Эфиопии, Чад, найдены останки древнейших предков человека. На африканском континенте появился «человек разумный» («homo sapiens»), начавший оттуда свое победное шествие по миру.
Чад, 1962-04-20 серия марок "Доисторические наскальные рисунки в горах Тибести" Бегемот, код по каталогy:Mi:TD P23, Sn:TD J23, Yt:TD T24, Sg:TD D89, номинал -0,50 FCFA
К одному из районов, где с незапамятных времен жили люди, относится нынешняя Сахара, которая тогда не являлась пустыней. Ее территория была заселена уже в раннем палеолите. Там обнаружены орудия, относящиеся к шелльской и ашелльской культурам.
Чад, 1962-04-20 серия марок "Доисторические наскальные рисунки в горах Тибести", Страус, код по каталогy: Mi:TD P28, Sn:TD J27, Yt:TD T27, Sg:TD D93:, номинал - 2,0 FCFA
В зоне барханов (эрге) Адмер, находящейся между горным массивом Хоггар и плато Тассили Аджер, открыты рыболовные стоянки, возраст которых составляет несколько сотен тысяч лет1. Поселения палеолитического периода найдены и в эрге Таходаин.
Четыре древнейшие доисторические стоянки обнаружены в алжирской провинции Бешар. Мало известно про жизнь этих людей и о том, какой климат господствовал тогда в Сахаре.
Чад, 1962-04-20 серия марок "Доисторические наскальные рисунки в горах Тибести" Бордовый Рогатый Бык. код по каталогy: :Mi:TD P27, Sn:TD J28, Yt:TD T28, Sg:TD D94, номинал - 2,0 FCFA
Тибести (Tibesti) - горное плато (нагорье) в центральной Сахаре, расположенное преимущественно на севере государства Чад и частично на юге Ливии. Высшая точка нагорья (а также Чада и всей Сахары) - активный щитовой вулкан Эми-Куси (фр. Emi Koussi), достигающий 3445 метров в высоту.
Чад, 1962-04-20 серия марок "Доисторические наскальные рисунки в горах Тибести" Антилопы, код по каталогy: Mi:TD P26, Sn:TD J25, Yt:TD T26, Sg:TD D91, номинал - 1,0 FCFA
Крупные коллекции наскальных изображений найдены в горах Увейнат, на плато Аир и Эннеди, в нагорье Тибести, на южных склонах Сахарского Атласа и на песчаных плато Северной и Центральной Сахары - от марокканского уэда Дра до ливийского Феззана, а также в Западной Сахаре, мавританском Адраре, Тефедесте, Ин Эззане, Дохоне.
Чад, 1962-04-20 серия марок "Доисторические наскальные рисунки в горах Тибести" Антилопы, код по каталогy: Mi:TD P25, Sn:TD J26, Yt:TD T25, Sg:TD D92, номинал - 1,0 FCFA
Наскальные изображения Тибести, можно отнести к «пастушеской» - эпохе.
«Древнейший пастушеский период», для которого характерны крупные изображения быков и слонов и который хронологически связан с древними петроглифами Феззана, и «древний пастушеский период», когда нагорье населяли пастухи-охотники, а фауна была представлена слонами, носорогами и быками с загнутыми вперед рогами.
В серии есть марки с рисунками «Эпохи охотников». Вокруг периодизации различных стилей творчества «Эпохи охотников» не прекращаются научные споры.
Доисторические наскальные рисунки. Крупный план доисторических изображений фермеров и животных на скалах на участке Манда Гили, плато Эннеди, пустыня Сахара, Чад.
Древнейший стиль - это, возможно, стиль петроглифов вади Матхандуш (в частности, стоянки под названием «Ин Хабетер»), хотя схожие изображения попадаются в Акакусе, а также Западной Сахаре и горах Адрар Анете, Хоггаре, Сахарском Атласе и в горном массиве Аркяну. Это крупные, а нередко и гигантские гравюры, на которых тело животных выбито пунктиром либо изображено сплошным глубоким контуром. Налицо и другой стиль, встречающийся, в частности, в Аркяну, когда изображения выполнены в виде барельефов.
Доисторические наскальные рисунки. Крупный план доисторических изображений охотников на скалах плато Эннеди, пустыня Сахара, Чад.
Как считает российский исследователь В.Б.Мириманов, «обе техники - гладкий врез и выбивание (пиктаж) - могли существовать одновременно на протяжении тысячелетий». При этом, с его точки зрения, «нет никаких доказательств того, что глубоко врезанные петроглифы создавались только в эпоху неолита»
Доисторические наскальные рисунки. Мужчины фотографируют доисторические изображения рыбаков на скалах у озера Чад в пустыне Сахара, Чад. Эти картины свидетельствуют о ранней человеческой деятельности в этом регионе, показывая, что Сахара не всегда была таким негостеприимным местом.
Источник:
https://interaffairs.ru/jauthor/material/619 В статье использована марка из коллекции
volynko "Живопись на марках"