Куба. Галеон.

Oct 14, 2024 14:38

Для меня галеон это в первую очередь источник затонувших сокровищ, которые испанцы награбили в новом свете и везли в метрополию, но кроме того и «Непобедимая Армада» (которая вовсе такой не оказалась), и всяческие капитаны Блады со своими «Арабеллами» и Джеки Ворбьи со своим Голливудом.

Про галеоны я писал уже неоднократно, но тут другая марка, новые картинки, получилось чуть подробнее и с другого ракурса.



Галеон - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве кораблей конвоя XVI-XVII веков, перевозящих испанские сокровища.



Происхождение галеонов не до конца ясно. Впервые этот термин (galeones) появляется в начале XVI столетия применительно к испанскому судну, построенному в 1517 году для борьбы с берберийскими пиратами в Средиземноморье. Его непосредственными предшественниками являлись большие парусно-весельные суда, которые в Венеции назывались galleoni, а в Португалии - galleones, галеасы одним словом, о них был предыдущий пост https://gun001.livejournal.com/595660.html


Но галеоны были уже исключительно парусными судами, хотя возможность использования весел на них сохранялась. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан.

Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению остойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое и манёвренное мореходное судно.



Испанский галеон, изображённый на картине, написанной Абрахамом Виллертсом в 1669 г.

Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль с высокой кормой. Длина 40 метров, ширина - 16. Вооружение 20-80 орудий. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат. Водоизмещение галеона могло быть порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало 2 000 тонн).



Манильский галеон. Художник Марк Майерс

Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле их в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твердых пород дерева, рангоут - из сосны. Но это не относится к кораблям, которые испанцы строили на верфях Гаваны, те галеоны были из красного дерева.



В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал ее прямого удара.

Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние - косое (латинское). Типичный галеон имел бушприт, фок-мачту, грот-мачту и бизань-мачту.



Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты. На двух батарейных палубах располагалось 20 - 80 орудий.

Галеоны использовались вплоть до XVIII века, затем уступили свое место более современным судам с другим парусным вооружением.



Несмотря на то, что изначально галеон ассоциировался исключительно с Испанией (именно здесь закладывались стандарты строительства кораблей данного типа), Англия быстро догнала законодателя мод и даже опередила его в некоторых моментах.

По иронии судьбы, самым известным галеоном стал английский - «Золотая лань» сэра Френсиса Дрейка, Пирата Ее Величества, вторым (после Магеллановской каракки «Виктория») совершившим кругосветное путешествие в 1577-1580 гг., в ходе которого он беспощадно грабил испанские колонии и торговые суда.

Англичане любят своих пиратов, галеон «Золотая Лань» настолько вписался в историю, что популярен до сих пор, существует его полноразмерная реплика, даже две, одна из них совершила кругосветку по следам Френсиса Дрейка, но теперь обе пришвартованы в гаванях и служат музеями.



Копия английского галеона «Золотая Лань»

Но испанцы тоже не отстают, сделали не просто пришвартованный музей, а музей плавучий, который ходит по всему миру и хвастается, какие испанцы были молодцы.



Испанский галеон «Andelusia» является исторической копией одного из самых легендарных галеонов в истории Испании, который курсировал между Королевством, Америкой и азиатскими странами. Галеон является плавучим музеем морской культуры, который гастролирует по всему миру.

Про галеон пока всё, дальше будут другие корабли, суда и марки конечно.

Previous post Next post
Up