Куба. «Santa Ana».

Sep 29, 2024 17:30

С именем «Santa Ana» ходило (и, наверное, ходит) немало кораблей, были и каракки, и галеоны, и шхуны да мало ли, всё же не кто-нибудь, церковь причисляет Святую Анну к числу богоотцов, она, по преданию, мать Богородицы.

Но нас интересует конкретный корабль, изображённый на кубинской марке.



«Santa Ana» - испанский трёхпалубный 112-пушечный линейный корабль 1-го ранга.

Кстати, построили этот корабль вовсе не на Гаванской верфи, а в Испании на верфи в городе El Ferrol. Я опять не знаю по какому принципу строилась серия. Построены в разных местах, участие в Трафальгарской битве принимали не все, ну разве что ходили под испанским флагом… а может просто выбрали самые красивые?





Основные характеристики

Спущен на воду 28 сентября 1784 года, затонул, 1816 год
Водоизмещение  4800 тонн, Длина 60,34 м, ширина -16,67 м.
Экипаж 848-1053 матросов и офицеров
Вооружение
Общее число орудий 112, но В Трафальгарском сражении вооружение составляло до 126 орудий.



Выйдя через полгода на морские испытания, он спокойно выдержал штормовой ветер, хорошо управлялся даже при больших волнах. На 3-х пушечных палубах компактно и рационально располагались орудия, начиная от небольших 8-фунтовых орудий и заканчивая мощными 36-фунтовыми карронадами.

Удачное тестирование «Santa Ana» позволило использовать корабль в качестве прототипа при создании ещё 8 аналогичных судов для испанского флота. А сам линкор становится тем временем одним из флагманов королевской армады, участвуя во всех значимых военных походах.



При наличии такого количества систершипов, найти изображение именно линкора «Santa Ana» достаточно непросто, зато можно легко заменить его близнецом, всё равно никто не заметит.

В 1805 году «Santa Ana» поучаствовал  в Трафальгарском сражении, сойдясь в поединке с британским флагманом «Royal Sovereign». После жестокого 3-часового боя число убитых на «Санта Ане» приблизилось к 97, а раненых было 141 человек. Британец, из-за значимых повреждений, тоже практически вышел из строя, он едва держался на воде. Пострадали корпус и мачты корабля, часть такелажа безвозвратно потерялась.



На схеме «Santa Ana» (правда название написано через две "н") в самом центре прямо напротив «Royal Sovereign».

К этому моменту на помощь британцу пришло ещё несколько кораблей, и окруженный «Santa Ana» сдался. Однако пленение длилось недолго. Спустя несколько дней команда линкора, воспользовавшись разыгравшимся штормом, вновь завладела управлением. Корабль вырвался из окружения и смог добраться до родного Кадиса.



На этом история «Santa Ana» не закончилась. После основательного ремонта корабль в ноябре 1810-го вместе с «Príncipe de Asturias» перекочевал в Гавану в распоряжение Принца Астурийского. Отслужив ещё 6 лет, он окончательно потерял плавучесть и затонул в гаванском арсенале в 1816 году.



Какой из этих кораблей «Santa Ana» может сказать только специалист, скорее всего он здесь в паре со своим систершип.

Судьба достойная боевого корабля - сражался в одном из величайших морских сражений, попал в плен, бежал, добрался до своих и тихо скончался заслуженным ветераном.

Виват, «Santa Ana»!

Previous post Next post
Up