Поздневизантийские монеты. (1059-1453 гг. н. э.) *заключительный пост к тем, что уже были опубликованы
На поздневизантийских монетах почти никогда не бывает полных и четко выраженных легенд. Часто почти все буквы неразборчивы, и атрибуция обычно требует определения в справочном издании. Любая монета с разборчивой надписью стоит существенных денег.
Трахия (чашеобразная монета, она же скифата) Мануила I (1143-1180). 30-29 мм. 3,27 грамма. $50
Аверс - это сторона, которая выгибается наружу. Обычно его наносили и били двойным ударом. Именно поэтому в этом примере левая и правая стороны головы Христа, его тела и престола не совсем совпадают. Это, к сожалению, нормально.
Но по-прежнему читаемо.
IC (с полосой вверху) слева и XC (с полосой вверху) справа. Короткая полоска выше означает, что это аббревиатура. IC XC означает « Иисус Христос » .
Реверс: На реверсе изображена Дева Мария, коронующая императора Мануила. MANɣHΛ ΔЄCΠ (Мануэль Деспот/император) «Мануэль» начинается в 7:30. «Деспот» в 3 часа. Предположительно, для Богородицы указаны Μ ΘΥ (Богородица) с буквой M вверху и ΘV справа. Сокращение от греч. Μητερ Θεου - Матерь Божия . Но здесь только Θ ясно видна на 2:30.
Так же на реверсе читаемы как минимум MAN и ΔЄCΠ, что больше, чем можно прочитать в большинстве примеров.
Реверсы на таких монетах обычно не изношены: рисунок находится внутри чашки, что защищает ее от износа. Тем не менее, реверсы часто бывают настолько плохими, что надписи неразборчивы. Кроме того, в словах может быть написано больше или меньше букв. Например, в ΔЄCΠ (от слова «деспот») могут отсутствовать Π, ΔЄC или быть длиннее: ΔЄCΠOT. Легенды настолько беспорядочны, что две монеты считаются одним и тем же «типом», даже если их легенды различаются на одну или две буквы.
Мануил I Комнин, правивший с 1143 по 1180 год, был известен своей любовью к западной культуре и рыцарским традициям, что было необычно для византийского императора. Он часто участвовал в рыцарских турнирах, что шокировало многих его подданных.
Особенно примечателен случай, произошедший во время его визита в Антиохию в 1159 году. Мануил лично участвовал в турнире, где сразился с рыцарем по имени Балдуин. Во время поединка Мануил был сбит с лошади, что считалось крайне унизительным для императора.
И вот как это могло выглядеть в глазах зрителей.
*ниже возможный диалог между двумя евреями, где один пересказывает другому это событие:
==================================
Мордехай: Шалом, Шломо! Ты слышал, что произошло на турнире в Антиохии?
Шломо: Шалом алейхем, Мордехай! Нет, не слышал. Я был занят в своей лавке. Что там стряслось?
Мордехай: Ой, ты не поверишь! Сам василевс ромеев, Мануил Комнин, да хранит его Всевышний, участвовал в турнире франков!
Шломо: Что ты говоришь! Император Византии на турнире? Мешугге!
Мордехай: Клянусь Торой, это правда! Я сам видел, как он выехал на ристалище в доспехах, словно какой-нибудь барон с Запада.
Шломо: Ну и ну! И как он выступил?
Мордехай: Вот тут самое интересное! Представь себе, молодой франк по имени Балдуин сбросил василевса с коня!
Шломо: Ой вей! Теперь этому гою несдобровать.
Мордехай: Вот и я так подумал! Но нет, император не разгневался. Он похвалил франка за удаль и даже одарил его золотом!
Шломо: Не может быть! Византийский император наградил того, кто его опозорил?
Мордехай: Да, да! Я своими глазами это видел! Воистину, неисповедимы пути Г-сподни и дела сильных мира сего!
Шломо: Ну и времена настали... Что дальше будет? Может, скоро и мы, евреи, сможем участвовать в таких турнирах?
Мордехай: Типун тебе на язык, Шломо! Нам лучше держаться подальше от таких опасных затей. Лучше скажи, как твоя торговля идет?
=========================
Этот эпизод показывает необычную для византийского императора открытость к западным обычаям и личную храбрость Мануила, демонстрируя политическую мудрость - умение превратить позорящую его и смущающую народ ситуацию в дипломатический успех.
Такое поведение было целью политики Мануила по сближению с Западом, но вызывало критику среди более традиционных византийских кругов.