Как читать византийские монеты (ч.4)

Aug 07, 2024 14:48


Поздневизантийские монеты. (1059-1453 гг. н. э.) *заключительный пост к тем, что уже были опубликованы

На поздневизантийских монетах почти никогда не бывает полных и четко выраженных легенд. Часто почти все буквы неразборчивы, и атрибуция обычно требует определения в справочном издании. Любая монета с разборчивой надписью стоит существенных денег.



Трахия (чашеобразная монета, она же скифата) Мануила I (1143-1180). 30-29 мм. 3,27 грамма. $50

Аверс - это сторона, которая выгибается наружу. Обычно его наносили и били двойным ударом. Именно поэтому в этом примере левая и правая стороны головы Христа, его тела и престола не совсем совпадают. Это, к сожалению, нормально.

Но по-прежнему читаемо.

IC (с полосой вверху) слева и XC (с полосой вверху) справа. Короткая полоска выше означает, что это аббревиатура. IC XC означает « Иисус Христос » .

Реверс: На реверсе изображена Дева Мария, коронующая императора Мануила. MANɣHΛ ΔЄCΠ (Мануэль Деспот/император) «Мануэль» начинается в 7:30. «Деспот» в 3 часа.  Предположительно, для Богородицы указаны  Μ ΘΥ (Богородица) с буквой M вверху и ΘV справа. Сокращение от греч. Μητερ Θεου - Матерь Божия . Но здесь только Θ ясно видна  на 2:30.

Так же на реверсе читаемы как минимум MAN и ΔЄCΠ, что больше, чем можно прочитать в большинстве примеров.



Реверсы на таких монетах обычно не изношены: рисунок находится внутри чашки, что защищает ее от износа. Тем не менее, реверсы часто бывают настолько плохими, что надписи неразборчивы. Кроме того, в словах может быть написано больше или меньше букв. Например, в ΔЄCΠ (от слова «деспот») могут отсутствовать Π, ΔЄC или быть длиннее: ΔЄCΠOT. Легенды настолько беспорядочны, что две монеты считаются одним и тем же «типом», даже если их легенды различаются на одну или две буквы.

Мануил I Комнин, правивший с 1143 по 1180 год, был известен своей любовью к западной культуре и рыцарским традициям, что было необычно для византийского императора. Он часто участвовал в рыцарских турнирах, что шокировало многих его подданных.



Особенно примечателен случай, произошедший во время его визита в Антиохию в 1159 году. Мануил лично участвовал в турнире, где сразился с рыцарем по имени Балдуин. Во время поединка Мануил был сбит с лошади, что считалось крайне унизительным для императора.

И вот как это могло выглядеть в глазах зрителей.
*ниже возможный диалог между двумя евреями, где один пересказывает другому это событие:

==================================



Мордехай: Шалом, Шломо! Ты слышал, что произошло на турнире в Антиохии?

Шломо: Шалом алейхем, Мордехай! Нет, не слышал. Я был занят в своей лавке. Что там стряслось?

Мордехай: Ой, ты не поверишь! Сам василевс ромеев, Мануил Комнин, да хранит его Всевышний, участвовал в турнире франков!

Шломо: Что ты говоришь! Император Византии на турнире? Мешугге!

Мордехай: Клянусь Торой, это правда! Я сам видел, как он выехал на ристалище в доспехах, словно какой-нибудь барон с Запада.

Шломо: Ну и ну! И как он выступил?

Мордехай: Вот тут самое интересное! Представь себе, молодой франк по имени Балдуин сбросил василевса с коня!

Шломо: Ой вей! Теперь  этому гою несдобровать.

Мордехай: Вот и я так подумал! Но нет, император не разгневался. Он похвалил франка за удаль и даже одарил его золотом!

Шломо: Не может быть! Византийский император наградил того, кто его опозорил?

Мордехай: Да, да! Я своими глазами это видел! Воистину, неисповедимы пути Г-сподни и дела сильных мира сего!

Шломо: Ну и времена настали... Что дальше будет? Может, скоро и мы, евреи, сможем участвовать в таких турнирах?

Мордехай: Типун тебе на язык, Шломо! Нам лучше держаться подальше от таких опасных затей. Лучше скажи, как твоя торговля идет?
=========================

Этот эпизод показывает необычную для византийского императора открытость к западным обычаям и личную храбрость Мануила, демонстрируя политическую мудрость - умение превратить  позорящую его и смущающую народ ситуацию в дипломатический успех.

Такое поведение было целью политики Мануила по сближению с Западом, но вызывало критику среди более традиционных византийских кругов.

Previous post Next post
Up