Нумизматические сокровища черного континента

Jul 22, 2024 16:13





Kingdom of Axum, Aphilas AV Unit. Circa AD 310-325. AΦIΛAC BACIΛЄYC ("King Aphilas"), crowned and draped bust to right, holding stick, flanked by wheat stalks; crescent and pellet above; all within border of semi-circles / AξѠMITѠN BICIΔIMΛH ("of the Aksumites, man of Dimele"), draped bust to right, wearing headcloth, holding fly whisk, flanked by wheat stalks; crescent and pellet above. Hahn & Keck 4.4 (this coin) = Vaccaro 5 (this coin) = Anzani II (1928/9), 10, pl. N, 3 (this coin) = Anzani (1926) 10; Roma e67, 517 (hammer: £3,200); CNG e129, 415. 2.80g, 17mm, 12h.

Царство Аксум (совр. Эфиопия) с его портом Адулис на Красном море было крупным торговым партнером между Западом и Индией, и его монеты были найдены в Индии, а также в Сирии, Йемене и Занзибаре.

Чрезвычайно редкие золотые монеты Афилы изображают царя на аверсе с тиарой и копьем, а на реверсе - с головным убором и ветвью, каждый раз между двумя колосьями ячменя, что задает тон иконографии аксумских золотых монет на следующие 300 лет.

Тиара, во-первых, многоярусная и украшена лучами. Начиная с правления преемника Афилы, Усаны I, между лучами можно найти любопытные конусообразные элементы дизайна, которые были интерпретированы как уреи (змеи), возможно, вдохновленные мероитскими (или египетскими) символами. Копье, вероятно, указывает на доблесть царя в бою - в языческие времена аксумским правителям, в конце концов, поклонялись как сыновьям бога войны Мархема.

Еще более загадочным является головной убор на реверсе, который, вероятно, предназначался для того, чтобы покрывать волосы и защищать царя от черной магии. Он оставался царским символом в Эфиопии еще долгое время после падения Аксума, даже в 20 веке. Предмет, который держит царь, по-разному описывается как хлыст, метелка от мух, оливковая или лавровая ветвь, причем последняя является мощным символом мира. Это, по сути, может быть ключом к интерпретации иконографии: одна сторона изображала способность царя к войне, в то время как другая подчеркивала его священный, несущий мир характер.



Наконец, колосья ячменя, вероятно, являются символом плодородия. Интересно, что некоторые из этих элементов дизайна встречаются в описании аксумских царских регалий ранневизантийским хронистом Иоанном Малалой, основанном на информации, полученной от римского посольства. Царь (Калеб) был одет в одеяние из золотой ткани, доходившее ему до спины, с жемчужными лентами на плечах и животе, золотыми браслетами на руках, золотым ожерельем и тюрбаном из золотой ткани, а в руках держал щит и два копья.



Aksumite Empire. Aphilas. Early 3rd Century AD. Gold 8 mm (0.35 gr). Portrait of Aphilas facing r. with crescent and disc symbol to r. Reverse: AΦIΛAC BACIΛEY. (name and title). Munro-Hay type 8; Anzani 4.

При Афиле аксумиты экспериментировали с дробной чеканкой золотых монет, состоящих из 1/2, 1/4 и 1/8 хризоя, вероятно, для облегчения обмена. Однако при его преемниках от этого отказались, возможно, из-за непрактично малого размера монет меньшего номинала. Афила выпустил самые мелкие золотые монеты из всех, отчеканенных в странах Африки и Европы, эквивалентные одной шестнадцатой части римского аурея.



Aphilas, circa 310-325. Chrysargyros (Gilt Silver, 13 mm, 0.65 g, 12 h). ΑΦΙΛΛ - ΒΑCIΛI Draped bust of Aphilas to right, wearing tight-fitting head cloth and circular earring; above, pellet in crescent. Rev. ΑΦΙΛΑC B-ACIΛЄΥCI Draped bust of Aphilas to right, wearing tight-fitting head cloth and circular earring, set within shallow round incuse within circular border, all inlaid in gold; above, pellet in crescent. Hahn, Aksumite, 8. Hahn & Keck, MAKS, 9.60 ( this coin ). Munro-Hay, AC, type 10.

Одной из наиболее отличительных особенностей аксумской чеканки монет является регулярное нанесение позолоты на серебряные и бронзовые монеты, с которой впервые были проведены эксперименты при Афиле. Эти хризаргирои (названные так Ханом и Кеком от греческого χρυσς ["золото"] и ἄργυρος ["серебро"]), вероятно, имели стоимость 1/24 хризоя. Позолота не только увеличивала ценность монет и помогала отличить их от обычной серебряной чеканки, но и подчеркивала священное изображение царя на реверсе, помещая его в золотой ореол.

Previous post Next post
Up