Золотой пенни Генриха III

May 21, 2024 10:48





Henry III (1216-1272), Gold Penny of 20-Pence, authorised 16 August 1257, London, Willem FitzOtto of Gloucester (The King's Goldsmith), h | ENRIC ' REX III, King seated on ornate throne, holding orb and sceptre, rev. WIL | LEM | ON L | VND, voided long cross with lobed terminals, five-leafed petals and trio of pellets in angles, 2.951g [45.54grns], 4h

Известный британский нумизмат сэр Джон Эванс предположил, что это "настоящий" первый портрет английского короля на монетах, выпущенных до монет эпохи Тюдоров. Это чрезвычайно редкая и одна из самых легендарных монет во всей британской нумизматике. Золотые пенни Генриха III, впервые описанные и внесенные в каталог британскими нумизматами в 18 веке, представляют собой увлекательный период в средневековой нумизматике, когда золото начало возвращаться в европейскую торговлю после почти 500-летнего дефицита - периода, в течение которого серебряный пенни практически безраздельно господствовал в качестве единственного номинала, чеканившегося во всем мире.

Хотя исламские (в первую очередь альмохадские) и византийские золотые монеты были достаточно распространены, особенно среди землевладельцев и членов королевской семьи, массовый приток золота в Европу начался только после крестовых походов и вторжения европейцев в транссахарскую торговлю золотом. Первой успешной европейской золотой монетой, которая ходила по всему континенту в эпоху Высокого средневековья, был флорентийский флорин, впервые выпущенный в 1252 году и практически не менявший своего веса и чистоты до середины XVI века. За этим последовал шквал подражаний, и, чтобы не отстать, король Генрих III приказал отчеканить для своего королевства золотую монету, которая была бы в два раза тяжелее серебряного пенни и оценивалась бы в 20 пенсов.



Само золото, вероятно, было привезено из Испании альмохадами, его скупали такие купцы, как Соломон ле Эвеск, вероятно, в соответствии с требованием Генриха в 1240-50-х годах, чтобы все платежи в казну производились золотом, в попытке накопить сокровища для крупных проектов за границей.

Томас Карт пишет, что, когда 24 ноября 1257 года жители Лондона выступили с протестом против введения золотого пенса, "король был настолько готов пойти им навстречу, что опубликовал воззвание, объявив, что никто не обязан брать его (золотой пенни)".

Несмотря на то, что они были отчеканены, по крайней мере, в небольшом количестве, поскольку было зафиксировано четыре выпуска монет, выпуск в конечном итоге оказался неудачным, и большинство монет было явно переплавлено. В отчетах казначейства за десятилетие или около того, последовавшее за выпуском этих золотых монет, упоминаются покупки или депозиты, последняя запись, сделанная в 1270 году, о том, что одна монета была куплена за два шиллинга, указывает на рост стоимости этой монеты до 24 пенсов. Сэр Джон Эванс предположил в своей статье "Первые золотые монеты Англии", что многие из этих монет были подарены церкви королем и, вероятно, попали в плавильный котел именно этим путем, что позволяет предположить, что чеканка этих монет не удалась и преодолеть грань между престижным подарком и имеющей хождение монетой не получилось.

Несмотря на то, что в конечном счете эмиссия провалилась и на смену ей пришли золотые монеты, имевшие хождение только при Эдуарде III в 1344 году, влияние золотых пенни Генриха все еще можно было увидеть за рубежом, особенно на золотых монетах Royal d'Or, отчеканенных Филиппом IV Французским в августе 1290 года.

Previous post Next post
Up