Корабли на монетах. Албания, либурна.

Apr 14, 2024 11:32




Либурна - судно длиной около 30 м имело острые обводы и водоизмещение до 80 т. Могло принять на борт до 120 человек. Корабли этого типа прославились в морской битве при мысе Акций, когда благодаря своей скорости и маневренности окружали и с помощью метательного оружия поджигали значительно более крупные корабли противника.
Римский историк I века Аппиан называет либурнами лёгкие быстрые суда с двумя рядами вёсел, по имени иллирийского племени либурнов, которые на таких кораблях пиратствовали в Ионийском море .
На либурны в римском флоте возлагался широкий круг задач, которые в наше время выполняют эсминцы, - разведка, охрана морской территории, борьба с пиратами, услуги связи, быстрая доставка важных грузов. Содержание кораблей обходилось значительно дешевле, чем трирем, в короткие сроки было возможно создание флотилии взамен потерянной. А в битве при Акциуме выяснилось, что либурны эффективны не только в борьбе против пиратов, но, снаряженные соответствующим образом, представляют угрозу более крупным кораблям. Согласно Вегецию, либурны отличались от других кораблей того времени не количеством рядов вёсел, но, видимо, обводами корпуса и парусным снаряжением. С другой стороны, возможно, название либурна с лёгких судов с двумя рядами вёсел перешло на все прочие военные корабли.
В последние столетия существования Римской Империи слово «либурна» стало по сути синонимично понятию «боевой корабль» - именно так употребляет его Вегеций. Острым носом либурна могла таранить судно противника. На них устанавливались шарнирно-закрепленные штурмовые мостики, метательные машины и даже башни на крупных кораблях. В отличие от римской биремы, либурны могли строиться как в двух-, так и в одноярусном варианте.

Албания, 20 лек, 2012, Материал - сталь, покрытая латунью, диаметр 23мм. Монету чеканили в 2012 - 2016 годах на монетном дворе банка Албании. (?)


нумизматика, корабль, Албания, фото, история

Previous post Next post
Up