Мы совсем не избалованы футуристической темой в почтовой графике, тем более в той ее части, которая имеет отношение к спорту. Имеются почтовые конверты, посвященные В.Хлебникову и Д.Бурлюку - футуристам, которые воспринимали спорт как силу, преобразующую мир, однако наивно полагать, что на эти скромные материалы обратили бы внимание специалисты по спортивным маркам.
Так уж сложилось, что поклонники спортивной темы в искусстве не очень-то обращают внимание на мировой авангард. Написаны книги об олимпийских марках, составлены подробные каталоги, но пока нигде не воздается по заслугам футуристам. В почете “реалистичные” марки, на которых любители спорта мечтают узнать конкретных спортсменов. Но их имидж защищен юридически. Почтовики не имеют права при жизни помещать их фотографии на марки, и коллекционеры вынуждены довольствоваться собирательными изображениями. Они могут только найти случайное сходство с любимым спортсменом.
Итак, портретное сходство ценится выше, чем авангардистская абстракция. А между тем футуризм тоже интересен. Он оказал огромное влияние на оформление спортивных марок. Авангардисты прославили стремительное движение, в том числе движение спортсмена, борющегося с соперником или с секундомером. И здесь очень важно осознать то, что живописцы “на свой художественный манер” начали в своих полотнах разлагать движение на фазы.
В живописи появились “вибрирующие” и “пульсирующие” фигуры пловцов и велосипедистов, которые доносили до зрителя идею динамичного существования, вечных, ежесекундных перемен в пространстве и во времени. Этот эффект был необычным и мимо него не могли пройти художники, проектирующие знаки почтовой оплаты.
Почтовым маркам, имеющим в основе жизнеподобные фотопортреты спортсменов, пришлось потесниться. Десятки раз художники разных стран прибегали к оригинальным трактовкам движения, а это один из излюбленных приемов футуризма. Фигура спринтера или штангиста словно “размазывалась” по окружающему пространству или по воображаемой прозрачной плоскости… Само размазывание краски, растекание акварели работало на авангардистский эффект и делало изображение спортсмена более образным, подчеркивало “схему” движения. Отметим, однако, что в почтовую графику эти приемы пришли очень поздно, примерно в 1980-е годы, хотя отдельные примеры могут быть обнаружены и в графике 1960-х годов.
Тем интереснее вспомнить некоторые страницы истории.
В 2009 году, к юбилею футуристического манифеста (1909 - 2009) в Сан-Марино вышла эффектная серия марок, отразившая все многообразие творчества футуристов. До этого выходили марки, посвященные только отдельным личностям: Ф.-Т.Маринетти и У.Боччони. И если добавить к этим выпускам многочисленные почтовые документы в футуристическом стиле, получится очень интересный ряд произведений графики. Выходит, что манифесты футуризма предвидели появление марок, посвященных быстрому движению спортсменов.
Итальянский футуризм породил множество картин и скульптур, о которых шли яростные споры. Его развитие шло рука об руку с развитием спортивного плаката и атрибутики, совершенствованием дизайна спортивной формы.
И футуристические приемы были признаны современными, созвучными эпохе. На представителей этого направления при жизни обрушивались волны критики.
Сложная символика футуристических образов, попытки осмыслить мир со всем обилием происходящих в нем событий через технику, сквозь призму философских представлений о динамике - все это сразу же не понравилось обывателям и стало поводом для уничтожающей критики со стороны современников.
Взглянем на групповой снимок итальянских футуристов. На нас смотрят люди разного возраста. На снимке отсутствует Джакомо Балла (1871 - 1958) - член первой в Италии футуристической группировки, который имел самое прямое отношение к “раскадровке” движения. Без него не появились бы знаменитые «механические балеты» Фернана Леже. Здесь рукой подать до новейших спортивных марок, выполненных в футуристическом ключе.
Самой заметной фигурой в группе без сомнения является Ф.-Т. Маринетти (1886 - 1944). Он в центре группы, и его лидерство очевидно. А провозглашенная Маринетти стилистика повлияла на плакаты, связанные с автогонками и авиаспортом, а также и на стилистику почтовых миниатюр. Красота скорости заставила художников дробить изображенные предметы, словно само быстрое движение их деформирует.
Слева от Маринетти на снимке - Джино Северини (1883 - 1966). Его работы, посвященные балету, современники называли динамическими иероглифами (не исключено, что это словосочетание придумал сам художник). Попробуем понять, достаточно ли емко это понятие отражало внутренние устремления футуристов и применимо ли оно к спортивной теме. Северини - один из самых ярких представителей итальянского футуризма, художник, стоявший у колыбели этого движения и являвшийся свидетелем выхода в свет первых футуристических манифестов.
Художники хотели передать свое ощущение современности каждому из изображаемых персонажей, поэтому спортсмены и превращались в совокупность сложных линий, в “динамические иероглифы” (словосочетание было на редкость удачно подобрано).
Причем это касалось отнюдь не только людей, но и воспринимаемых как символы времени предметов быта, в том числе… спортивного реквизита.
Ведь именно футуристы обратили внимание на гири и штанги, на велосипедные колеса и боксерские перчатки.
У зрителя возникало впечатление, что вещи становятся живыми и что самолету приятно лететь по небу, раскинув “стальные руки-крылья”.
Ближайший сподвижник Маринетти - Умберто Боччони (1882 - 1916) создал скульптуру “Эластичный человек”, в которой любители спорта сразу же усмотрели символ спортивной ходьбы. Взглянем на марку с этой известной скульптурой.
“Эластичный человек” существует в нескольких измерениях сразу, и мы не улавливаем, каков же он на самом деле, и какой вид спорта ему ближе - бег или спортивная ходьба.
Все футуристы увлекались авиацией, а Боччони стремился передать быстрое движение спортсменов и всадников.
Жаль, что итальянская марка с изображением этого легендарного персонажа никогда не вызывала интереса у поклонников спортивной филателии.
Творчеству Боччони посвящено несколько конвертов и марок.