Диана и Каллисто

Mar 21, 2024 20:47


В серию марок Венгрии 1970 года "Картины из Музея изящных искусств "см. ниже, входит блок с картиной  Абрахама Янсенса "Диана и Каллисто".



марки Венгрии 1970г. из серии "Музей изящных искусств"



Художники как правило специализировались на определенном жанре, хотя во Фландрии «разделение труда» не была таким жестким, как в Голландии. Художником-мастером фигурных композиций был Абрахам Янсенс. Основной «заслугой» Янсенса было то, что в эпоху безраздельного творческого господства Рубенса он сумел сохранить свое собственное лицо, какое-то время он был даже единственным соперником великого живописца.

Янсенс учился у видного представителя позднего маньеризма Мартина де Воса, а в 1598 году предпринял поездку в Рим. Именно здесь он подпал под обаяние караваджизма с его бесстрашием в обращении к реальности в самых грубых ее проявлениях.

Караваджизм пересмотрел художественные принципы академизма и в части композиции, освещения, динамики изображения. Эти новые идеи Янсенс привез в Антверпен.

Уже в 1601 году Янсенс становится мастером, то есть получает право иметь собственную мастерскую, а в 1606 году его избирают деканом гильдии Св. Луки, он становится первым художником Антверпена, правда ненадолго, поскольку в 1608 году из Италии возвращается Рубенс.



блок Венгрия 1970г. Фламандская живопись Абрахам Янсенс "Диана и Каллисто"

Янсенс был очень плодовит, в 1610-20-е годы из его мастерской выходит огромное количество картин. На фоне рубенсовской чувственности картины Янсенса выглядят излишне жесткими и холодными, но это не мешает им находить множество поклонников. Чаще всего мастер эксплуатирует свою способность изображать пластическую подлинность человеческого тела в самых сложных ракурсах.



Абрахам Янсенс Старший Диана и Каллисто

Такова картина -  Диана и Каллисто, воспроизводящая жестокий и увлекательный миф о том, как Юпитер воспылал любовью к нимфе Каллисто, так же, как и ее повелительница Диана, давшей обет безбрачия.

Понимая, что преданность Каллисто Диане не позволит ему достичь своей цели, и нимфа скорее превратится в дерево или кустарник, как Дафна и Сиринга, чем уступит его домогательствам, он являлся к ней в образе ее любимой повелительницы, ласкам которой она не могла противиться. Через девять месяцев развязка этой истории более всего поразила саму Каллисто.

Янсенс изображает кульминационную сцену - беременность Каллисто обнаруживается, когда Диана совершает ежедневное послеобеденное омовение в ручье, приближаться к которому нимфам, утратившим девственность, строго воспрещалось.

На одном берегу художник изображает разгневанную Диану в окружении двух созерцающих событие красавиц, а на другом, на первом плане, сгорающую от стыда Каллисто, чью тунику, обнажая живот, задирает купальщица с повязкой на волосах.

Перед нами полный апофеоз телесной красоты, при этом поза каждого персонажа достоверно передает его внутреннее состояние: гнев, стыдливость, острое любопытство… Все симпатии художника явно на стороне Каллисто, что подчеркнуто и более тщательным письмом, и самим персиковым тоном ее кожи, который на фоне холодноватого мраморного тела Дианы подчеркивает торжество земного над небесным.

картины, #марки, живопись, Марки

Previous post Next post
Up