101 год отечественной гражданской авиации

Feb 10, 2024 00:32


Россия уже в ходе Гражданской войны 1917-22 приступила к восстановлению и укреплению своей Авиации. В 1918 году началась национализация авиационной промышленности. Тогда же был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), призванный обеспечить развитие авиационной науки и техники.





В 1920 открыто первое в стране высшее авиационное учебное заведение - Институт инженеров Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушная инженерная академия им. профессора Н. Е. Жуковского, с 2008 Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина).

Первым руководителем этих институтов был Жуковский, который по праву признан «отцом русской авиации». Он сплотил вокруг себя большую группу учеников и последователей (А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, А. А. Микулин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Юрьев и др.).



Fokker FIII

01.5.1922 начались полёты на международной авиалинии Москва - Кёнигсберг (пилот И. Ф. Воедило совершил перелёт на пятиместном пассажирском самолёте «Фоккер F. III»).

9 февраля отечественной гражданской авиации исполняется 101 год. Именно в этот день в 1923 году с принятия постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» в СССР начался отсчёт пассажирских авиаперевозок. Первым стал рейс по маршруту Москва - Нижний Новгород, на борту было 9 путешественников.

Летом 1923 г. впервые в России начались регулярные рейсы по маршруту Москва - Нижний Новгород. Они выполнялись на самолете «Юнкерс Ф-13».

Он вмещал до шести пассажиров, летел вдоль пути железной дороги и только в хорошую погоду.

А пилоты поначалу были немецкие и зарплату получали в американских долларах.



марка СССР дата выпуска 05.05 - декабрь 1924 Авиапочта без зубцов 10р. с надпечаткой 20 коп. зол. Каталог Соловьев № 206 Michel № 270, Художник Дубасов

Впрочем, если быть совсем точными, то самый первый пассажирский рейс был совершен 29 июля 1922 года.

Это был пробный рейс с пятью пассажирами по маршруту Москва - Нижний Новгород. Самолет взлетел со второго аэродрома завода Главвоздухфлота в Москве и приземлился в Канавине, на поле Гордеевского ипподрома, где еще в начале ХХ века проходили показательные полеты первых российских авиаторов.

Именно там, в Гордеевке, после одного из таких авиашоу, состоявшихся в 1910 году, началось увлечение авиацией у Петра Нестерова, ставшего впоследствии выдающимся российским военным летчиком.

Первый пробный пассажирский авиарейс по маршруту Москва - Канавино прошел удачно, и летом 1922 года были организованы эпизодические полеты по этому маршруту в связи с открытием в Нижнем Новгороде первой в послереволюционный период всероссийской ярмарки. Авиалинию обслуживали три самолета.

А через год, летом 1923 года, когда вновь заработала ярмарка, была открыта первая в нашей стране регулярная воздушная линия Москва - Нижний Новгород.

Первый регулярный авиарейс состоялся 15 июля. Самолет вылетел из Москвы в 11:00 с Ходынского поля, и примерно через четыре часа первый рейсовый самолет «Промбанк» совершил посадку в Нижнем Новгороде.

Перелет выполнил пилот авиакомпании «Добролет» Яков Моисеев; пассажирами первого рейса стали директор-распорядитель «Добролета» Александр Краснощеков, член правления «Добролета» Игнатий Дзевалтовский и начальник авиалинии Аникин.



Марка №97, номинал 5 руб., самолёт, зелёная. Размер рисунка 21х26 мм. Тип I - цифра «5» в номинале узкая.. Надпечатка нового номинала- «10 коп. зол.»

На следующий день, 16 июля 1923 года, на рейс Москва - Нижний Новгород были распроданы все билеты на две недели вперед. И это несмотря на то, что стоимость перелета была дороже, чем проезд по железной дороге.

Регулярное авиационное сообщение по первому пассажирскому воздушному маршруту осуществлялось с 1 августа по 22 сентября, до закрытия Нижегородской ярмарки. Перелет занимал 2,5 часа и проходил на высоте 250 метров.

За три с половиной месяца по авиатрассе Москва - Нижний Новгород было выполнено 94 рейса, перевезено 270 человек и 2 тонны почты и груза. Летных происшествий не было. После закрытия ярмарки по маршруту Москва - Нижний Новгород полеты выполнялись только по особым заданиям.

Создание этой авиалинии было важным событием в гражданской авиации России. В те годы в связи с несовершенством авиационной техники обеспечивать регулярность рейсов было трудно. Возможность выполнения полета сильно зависела от погодных условий, времени суток и сезона. Самолеты летали ниже покрова облачности и только в светлое время суток. Дальность полета была невелика, а запасных аэродромов мало.

Опыт, накопленный при эксплуатации первой регулярной авиалинии, позволил составить ориентировочный план открытия воздушных линий в СССР на 1924-1926 годы. Это положило начало организованному строительству авиалиний в нашей стране. 

гражданская авиация, #марки, #авиация, #гражданскаяавиация, Марки, авиация на марках, филателия

Previous post Next post
Up