Особое место в польском искусстве принадлежит Александру Герымскому (1850-1901). Он прожил жизнь, полную напряженных творческих исканий, с успехом завершив занятия в варшавских Рисовальных классах у профессора Войцеха Герсона (1831-1901), всю жизнь связанного с Петербургской академией художеств. Его школу прошли почти все известные художники польского модерна.
открытка "Еврейка с лимонами" (1881) Александр Герымской
Герымский продолжил свое образование в Мюнхенской академии художеств, работая под руководством Карла Пилоти и Германа Аншютца.Талант Герымского был отмечен русскими художниками и критиками.
В 1875 г. он участвовал в ежегодной выставке в С.‑Петербургской академии художеств, представив картины «Игра в Моро» и «Римская аустерия».
В письме к П. М. Третьякову от 16 мая 1875 г. И. Н. Крамской писал:
на академической выставке особенного ничего, исключая польского художника Герымского. „Итальянская таверна“, вещь очень талантливая, сильная, типичная, рельефная, только черна очень и тон фиолетовый чернильный, но этот художник с будущностью.
В ответ на просьбу И. Е. Репина сообщить ему о картинах Герымского Крамской пишет:
Вот Герымский - это дело другое. У этого человека решительный талант и крупный.
Понятно, почему и Крамской, и Репин заинтересовались картинами Герымского. В «Игре в Моро» и «Римской аустерии» был показан простонародный тип, без академической идеализации, без приглаженности.
"Еврейка с лимонами" (1881) Александр Герымской
Картина «Еврейка с лимонами» (1881) Александра Герымского.
Ворота в Старом городе Александр Герымской
Герымский выступает как новатор, самостоятельно разрабатывая метод импрессионизма в этюдах к картине «Беседка» (1878-1882). Глубоко, полно и интересно талант Герымского развернулся в Варшаве. Картины так называемого «варшавского» цикла относятся к лучшим его созданиям, так же как «Еврейка с лимонами» (1881, Варшава, Национальный музей) и «Рабочие песчанного карьера, укрепляющие набережную Вислы» (1887, Варшава, Национальный музей).
Ангелус (Ангелус Домини) Александр Герымской
Герымский же в самом зените своего творчества встречал в Польше непонимание и неприятие. Только к 1890-1900-м гг. положение меняется. Ведущая роль переходит к объединению художников и критиков «Молодая Польша», близкому по направлению нашему «Миру искусства». По глубине и серьезности созданного Герымский занял достойное место в ряду выдающихся мастеров искусства Польши. Его колористические завоевания помогли следующему поколению художников в решении проблем современной живописи.
Прогулка в парке Александр Герымской
Он пишет здесь знаменитые «Тромбки» («Евреи на вечерней молитве»). Последнюю картину предваряли многочисленные этюды и подготовительные рисунки. Некоторые из этих рисунков нашли отражение на страницах журналов «Вендровец» (Путник) и «Клосы» (Колосья).
Мост в Мюнхене Александр Герымской
В окончательном варианте картины, завершенном в 1888 г. в Мюнхене, художник мастерски передал момент надвигающихся сумерек, когда в маленьких домиках только-только начинают зажигаться огни.
У Вислы - стоящие вертикали фигур: евреи держат в руках священные книги. Молитва должна проходить по традиции над тихой водой, но ее становится все меньше и меньше. Река забита барками и плотами, а вдали по мосту проносится поезд.
«Тромбки» («Евреи на вечерней молитве») 1888 Александр Герымской
Мюнхенская картина является увеличенным повторением так называемых «Тромбек с мостом» (1884, Краков, Национальный музей) - работе, экспонированной в Париже в 1891 г.
Портрет художника Казимежа Лясоцкого на фоне осеннего пейзажа Александр Герымской
Вечер на Сене Александр Герымской
Вид на Вавель Александр Герымской
Источник: Фаминская Н.В. «Колония польских художников в Мюнхене».
Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.