Основоположник американской реалистической живописи - Томас Икинс

Jul 25, 2023 22:52


25 июля в 1844 году родился Томас Каупертуэйт Икинс, американский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи. Его другие занятия включали фотографию, репетитора изобразительного искусства и скульптора. В течение 40 лет Томас  занимался своей карьерой художника, рисуя портреты своих друзей, семьи и значимых людей.



Автопортрет художника Томаса Икинса, одного из самых знаменитых художников в истории Америки. Музей национальной академии, Нью-Йорк



Он также передал идеалы изобразительного искусства многим американцам, работая педагогом. Наследие Томаса до сих пор живет в американской истории как самая выдающаяся, либерально настроенная личность.

Он рисовал в основном портреты своих друзей и сцены занятий спортом на открытом воздухе, таких как плавание и катание на лодках. Общепризнанный его шедевр произведение - «Клиника Гросса » (1875), изображающее хирургическую операцию, - было встречено современниками с отвращением из-за его откровенности и несентиментальности.



Клиника Гросса , холст, масло Томаса Икинса, 1875; в Медицинском колледже Джефферсона Университета Томаса Джефферсона в Филадельфии. 2 × 2,5 м.

По мере развития его интереса к искусству (он учился в Пенсильванской академии изящных искусств), особо озабоченный человеческой фигурой, он подкрепил свое изучение живой модели в академии, посещая лекции по анатомии в Медицинском колледже Джефферсона и участвуя в вскрытиях.

Особенности творчества художника Томаса Икинса:

На протяжении всей художественной карьеры он придерживался мнения, что художники обязательно должны изучать анатомию и писать обнаженных моделей, чтобы лучше понимать устройство человеческого тела. Из-за своих убеждений лишился места преподавателя в Пенсильванской академии изящных искусств.



Клиника доктора ЭгнюТомас Икинс 1889 Местонахождение: Коллекция произведений искусства университета Пенсильвании, Филадельфия

Художник постоянно пишет уютные и интимные сцены со своими родителями, сестрами и невестой («Кэтрин», «Домашняя сцена», «Время у бабушки»).



Катрин Томас Икинс 1872, 165.1×133.4 см

Множество его картин начала 1870-х посвящены гребле («Макс Шмитт в лодке-одиночке», «Гонка братьев Биглен»).



Гонка братьев Биглен Томас Икинс 1872, 61.2×91.6 см Местонахождение: Национальная галерея искусства, Вашингтон

По всей видимости, сказалась тоска по дому, которую он испытывал во время жизни в Европе. Семейные связи были очень важны для Икинса, поэтому тяжелейшим ударом для него стала сначала смерть его матери, а затем еще и невесты Кэтрин Кроувелл.



Блок Центрально-Африканская Республика 2016-06-20г.в. "100 лет. о смерти Томаса Икинса, 1844-1916 гг." №Mi:CF BL1468, 3000 FCFA - Центральноафриканский франк КФА с картиной "Макс Шмитт в лодке-одиночке" Томаса Икинса

Тем не менее, к подобным домашним сюжетам он будет периодически обращаться до конца жизни.



Картина Томаса Икинса 1899 года «Борцы». Музей искусств округа Лос-Анджелес

Икинс вернулся в Филадельфию летом 1870 года. Его первыми художественными объектами были его сестры и другие члены его семьи, а также семья его невесты Кэтрин Кроуэлл.

Что же касается жены Икинса, то Сьюзан до конца своей жизни была одной из самых преданных поклонниц его творчества. В свое время картина «Клиника Гросса» так впечатлила ее, что девушка поступила в Академию, чтобы учиться под началом Икинса.



Этюд для Уильяма Раша, вырезающего его аллегорическую фигуру реки Шуйлкилл, холст, масло на композиционной доске Томаса Икинса, 1876; в коллекции Художественной галереи Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут.

Сьюзан и сама была талантливой художницей, за долгие годы выработавшей реалистичную манеру, похожую на стиль ее учителя. Супруги прожили вместе до самой смерти Икинса, их объединяла не только любовь к живописи, но и, к примеру, совместное увлечение фотографией. Во многом благодаря Сьюзан Макдауэлл Икинс, популярность художника стала расти после его смерти.

К сожалению, при жизни Томас Икинс так и не дождался признания и популярности. Его работа впервые была приобретена музеем лишь на следующий год после его смерти («Охота на водяных пастушков»). В том же 1917 году в Музее Метрополитен состоялась первая персональная выставка художника.



Мини-Блок Центрально-Африканская Республика 2016-06-20г.в. "100 лет. о смерти Томаса Икинса, 1844-1916 гг." №Mi:CF 6215-6218KB, 4*750 FCFA - Центральноафриканский франк КФА

За почти полтора века своего существования картина «Место для купания» стала, пожалуй, самой обсуждаемой (а некогда - и самой осуждаемой) работой Томаса Икинса.

Ее неоднократно называли «ярким образцом гомоэротизма в американском искусстве». Если же принимать в расчет убеждения художника о работе с обнаженными моделями, подобный выбор сюжета не кажется ни удивительным, ни вызывающим.

Эту картину можно назвать венцом художественной карьеры Икинса, вложившего в работу все свое мастерство в изображении человеческого тела и воплотившего в ней свои взгляды относительно «приличной и неприличной» наготы.



Место для купания (Пловцы)Томас Икинс 1885, 69.4×92.2 см Местонахождение: Музей американского искусства Амона Картера, Форт-Уэрт

Написанию картины предшествовала кропотливая подготовительная работа. Икинс, который, как известно, изобразил на полотне компанию своих студентов, сделал множество фотографий купающихся молодых людей, набросков маслом и восковых форм. На данный момент обнаружены лишь пять снимков из всех, сделанных художником, но, учитывая его основательный подход к работе и любовь к фотографии, можно предположить, что изначально их было намного больше.

На этих снимках студенты Икинса запечатлены в более естественных позах, чем на картине, но в готовом полотне художник пожертвовал этой реалистичностью ради идеальной пирамидальной композиции. Часть критиков считают эту особенность недочетом полотна, как и неестественность освещения: некоторые детали картины излишне затемнены, в то время как тела купальщиков слишком сильно освещены, чтобы сосредоточить на них взгляд зрителя. В конце XIX века в США мужчины, купающиеся нагишом, не были редкостью, даже в общественных местах. Однако в американской живописи до Икинса подобных сюжетов не было.

Купающимися было принято изображать женщин, чтобы подчеркнуть связь женственности с природой. Икинс же в очередной раз пошел против пуританских правил морали, запечатлев момент из собственной повседневности, которую считали недостойной внимания высокого искусства, - момент дружеского единения мужского братства.

Картину «Место для купания» заказал Икинсу филадельфийский бизнесмен Эдвард Хорнор Коутс для Пенсильванской академии изящных искусств. Однако, когда художник представил ему готовую работу, заказчик по неизвестной причине от нее отказался, очень витиевато, но все же дав понять, что полотну не место в коллекции Академии.

Возможно, причиной тому стало то, что изображенные на картине мужчины были студентами Икинса (а руководство учебного заведения считало неприличными такие неформальные отношения между преподавателем и его подопечными), к тому же художник по традиции поместил на холст и самого себя - в правом нижнем углу.

Как бы там ни было, при жизни художника полотно выставлялось только дважды, и оба раза критики обошли его своим вниманием. Однако спустя год после смерти Икинса именно «Место для купания» стало главной причиной роста интереса общественности к его творчеству и, в конце концов, признания его одним из величайших американских художников XIХ века.



"Макс Шмитт в лодке-одиночке" Томас Икинс 1871, 81.9×117.5 см Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Описание картины «Макс Шмитт в лодке-одиночке»

В июле 1870 года Томас Икинс возвращается в родную Филадельфию после четырех лет обучения в Школе изящных искусств в Париже.

С этого времени художник начинает часто писать спортсменов, в частности - гребцов. Интерес Икинса к спортивной тематике был неслучайным - любовь к упражнениям на свежем воздухе (и к рисованию) привил ему отец, обеспечив Томасу весьма насыщенное детство. Картина «Макс Шмитт в лодке-одиночке» изображает момент из регаты, проходившей на реке Скулкилл в октябре 1870 года, за которой Икинс наблюдал с двойным интересом.

Во-первых, каждое подобное соревнование было знаковым событием для жителей Филадельфии, а во вторых, в регате участвовал его близкий друг.Томас и Макс дружили еще со школы, и объединила их любовь к спорту. В то время, пока Икинс учился в Париже, Шмитт продолжал шлифовать свое мастерство и участвовал в регатах, одерживая победу за победой. У него была собственная одноместная лодка, которой он дал имя «Джози» в честь сестры (на картине Икинса название лодки можно увидеть под правой рукой спортсмена).

В своей работе художник запечатлел друга с почти фотографической точностью (сохранившийся снимок Шмитта это подтверждает), изобразив его не в момент гонки, а во время отдыха после победы. Кроме того, Икинс поместил на картину и самого себя: его мы видим в лодке на заднем плане (надпись на борту гласит «Eakins 1871»).

Позже художник неоднократно будет вписывать в свои работы такие скрытые автопортреты.

Картина «Макс Шмитт в лодке-одиночке» стала первой из почти тридцати работ (рисунков, акварелей и картин), посвященных гребле, которые Икинс создал за следующие четыре года.

При жизни художника она выставлялась лишь однажды и всего на четыре дня, оставив критиков в легком недоумении. Благодаря Икинсу гребля впервые стала сюжетом серьезного живописного полотна. Один из критиков даже назвал картину вызовом традициям. В конце концов, художник подарил полотно Шмитту, а в 1934 году, когда Икинс посмертно стал популярным художником, работу приобрел музей Метрополитен.

Скончался Томас Каупертуэйт Икинс 25 июля 1916 года в Филадельфии.

В статье использованы марки из коллекции volynko 

#Томас Икинс, #лытдыбр, Томас Икинс, лытдыбр, Марки

Previous post Next post
Up