В пятницу, 17го августа, прошла в клубе «[хорошая] республика» лекция на тему «Технологии самообразования». В заявке было указано, что лектор подробно осветит тему возникающих на этом пути препятствий и способах их преодоления. В итоге, естественно, не осветили.
Лектор начала с того, что задача любого обучения это понимание. При этом пояснила, что понимание это способность видеть взаимосвязи, т.е. видеть не все явления по отдельности, в качестве набора голых фактов, а понимать какое явление из какого вытекает. На примере можно это показать на любом предмете в школе или институте: любая наука изучается с истории её зарождения, возникновения и развития. Тут ничего нового лектор не открыла, но т.к. большинство студентов на историю развития науки как раз забивают, в будущем у них возникает пробел с понимаем истоков и предназначения.
Увидеть взаимосвязи в науке помогает опыт. На примере физики и химии ничего объяснять не нужно: лаборатория, пробирка, реактивы, взрыв, дым, новое вещество. Мы своими глазами видели, как всё произошло. Для изучения языка таким опытом может быть погружение в изучаемую языковую среду. Поэтому все так стремятся поехать учить язык за границу.
Таким образом, опыт помогает ученику самостоятельно составить из многочисленных фактов связанную цепочку причин и следствий.
При этом необходимо держать в уме следующее: зацикленность на одном звене, предмете, узкой области изучаемой науки сужает твой кругозор, твое видение. По сути говоря, степень сужения взгляда прямо пропорциональна степени понимания. Человек будет смотреть, но не видеть. Он будет оторван от общего контекста, в конечно итоге подобное сужение будет рвать все взаимосвязи.
Далее лектор заговорила о препятствиях на пути достижения понимания. Первое препятствие это ложное представление человека о том, что он уже все знает. В переполненный сосуд новой воды не налить. Каждый раз по приходу в класс в голове должна быть своеобразная tabula rasa (чистая доска).
Второе препятствие это не понимание предмета изучения. Каждый изучал в школе иностранный язык, и большинство, к сожалению, представляли себе этот предмет как список неправильных глаголов, зубрежку правил чтения и табличку форм глагола в разных временах. Но язык (имея опыт общения, письма, чтения на своем родном языке мы смеем это утверждать) больше и шире грамматических правил. Впрочем, в славных российских ВУЗах определение «предмета» той или иной науки записывают на первой же лекции. Стоит только открыть свои записи и вспомнить.
Третье препятствие это обучение урывками. Все мы знаем, что, пропустив по болезни тему по алгебре, сидим на следующей, силимся понять и не можем. Пробел, знаете ли-с.
Простую истину, что начинать надо с начала, никто не отменял.
Ещё одно, по словам лектора, возможно, самое главное препятствие - это непонятое слово. Или неправильно понятое слово. Каждое, даже самое простое слово, включая предлоги и междометия, она считает своеобразными ссылками, которые в нашей голове запускают ту или иную эмоцию, тот или иной опыт. И когда-то или иное слово отсылает к негативному опыту человек (почти всегда это происходит бессознательно) переключает свое внимание, отвлекается, его мысли уносятся далеко за пределы читаемого текста.
Если все остальные препятствия были очевидны, но, по крайней мере, не вызывали споров. То это довольно противоречиво и непонятно, попахивает отсебятиной и высосанностью из пальца.
Лектор советует прояснять слово. Брать словарь и читать определения. Сложность ситуации в том, что в определении одного непонятного слово может встретиться ещё несколько неясных слов, которые необходимо прояснить. И так к каждому слову можно составить целое «фамильное дерево» из непонятных слов.
Собственно, хорошо ориентироваться в специальной терминологии это признак хорошего специалиста. Один из признаков… Но это так, крамольные мысли по ходу.
Совет лектора: первое, что нужно сделать при изучении новой области, изучить основные базовые слова. Например, для английского языка это будут слова «язык», «Англия», «словарь», «тетрадь», «учебник». Ну и так далее.
Кстати, этот метод можно применять и к жизненным, чисто бытовым ситуациям. Каждый раз, когда нам кажется, что у нас проблема, необходимо начать с начала и разобраться, а что такое вообще проблема. Потом перейти к базовым словам мучающей вас проблемы: например, страх, обида, неуважение, непонимание и т.п. Вполне возможно, что, разобрав таким образом слова, вы придете к выводу что проблемы вообще нет. И это будет ваше решение.
Далее слушатели почувствовали себя несколько неудовлетворенными, потому что как изучить новую область им так и не пояснили. Быстро и эффективно. Но самое главное, что беспокоило народ, как себя заставить приступить к изучению. И тут лектор посоветовала отделить котлеты от мух, т.е. намерения от желаний. Причем соотношение примерно следующее: на одно намерение-капитана с десяток желаний-членов команды, которые тянут корабль-тело в разные стороны. И самый главный признак намерения его отличие от желание ценность. Тут для меня пошла полная пурга. По мне, так намерения это осуществляемые желания. Как заставить себя их осуществлять лектор так и не сказала. Она много ещё чего не сказала. Не назвала никаких методик именно самообучения, наоборот упор шел на то, что эффективнее заниматься с партнером, и лучше если этим партнером будет психолог-лектор…хехехе.
В качестве бонуса-компенсации назову свои четыре способа заставить себя изучать новую (или не очень новую) область:
1) правило deadline - это правило я вывела для себя опытным путем. Меня более всего мотивирует к обучению горящие сроки, причем поставленные кем-то со стороны. Например, записаться на оксфордский экзамен по английскому языку. И что тут поделать, надо готовиться - иначе позор, низкая оценка, негативный опыт, страх, мрак, ужас и т.д. J
Такие «дедлайны» можно устраивать себе самому искусственно, но это должно быть не из серии «в понедельник начну», а искать мероприятия, в которых ты должен будешь уже проявить свои умения.
2) правило 21 дня - тут всё просто, это известное правило: необходимо кровь из носу монотонно выполнять одни и те же действия (бегать, учить слова, читать по две главы, разбирать теорему и т.д.) По истечении срока телом выработается привычка, помимо воли испытуемого, выполнять эти действия в дальнейшем будет легче. При необходимости, срок можно продлить до 30, 40, 60 дней. Но психологически 21 день воспринимается легче.
3) Правило де Голля. Шарль де Голль, будучи уже президентом Франции, решил бросить курить. Курил он с юности, не одно десятилетие. Однажды, он вышел и на каком-то приеме публично объявил: с этого дня я бросаю курить. Так как президент находился в объективе камер целыми дня, то подловить его на том, что он закурил снова, было много возможностей. Обычному человеку стоит всем своим друзьям и знакомым объявить: я выучу английский к лету, я получу диплом к лету, я займу эту должность к октябрю. Чем более уважаемым людям ты это сообщишь, возможно, даже своему начальнику, тем успешнее будет работать это правило.
4) Правило хорошего примера. Начиная какое-либо дело, найти того, кто делает то же самое и воодушевляет тебя. Это не значит, что его приемы, жизненная позиция и правила должны целиком перениматься, но сила образа должна заставлять тебя делать свое дело, как угодно, но идти вперед.
Правила расположены в порядке убывания эффективности.
И пару слов о тренингах. Я отношусь к ним отрицательно. В целом. Но скажу о положительном эффекте любого тренинга. Даже раздражающий вас тренинг, в котором говорится что-то с чем вы в корне не согласны, заставляет вас думать, искать свои пути решения проблем. И вы становитесь чуточку ближе цели. Главное помнить главное правило: терпение и труд, терпение и труд, терпении и труд…