May 15, 2013 22:18
Если основываться лишь на канве сюжета это мог бы быть спектакль о банальном любовном треугольнике, где неизбежно страдает не один, так другой. Но спектакль оказался примечательным. В первую очередь благодаря качеству «произносимого материала» пьесы.
Пьеса Арбузова могла бы напоминать страдания «слабых людей» Теннеси Уильямса, но для этого простым советским людям не хватает нездоровой болезненности отношений к себе и к жизни, нет конфликта с обстоятельствами мира. Мир их не согнул. Даже блокада проходит по их жизни легким флером, является фоном и счастливым (!) условием встречи - двух парней и девушки, зарождением их дружбы и не простых отношений почти классического любовного треугольника. Во время, когда всю страну засыпало «треугольниками» похоронок, герои на троих съедали полученную посылку с тушенкой-сгущенкой, смеялись, «подкалывали» друг друга почти по-современному, любили друг друга.
Сначала в холодной комнате в Ленинграде зимой 42го встретились Марат и Лида: юные мальчик и девочка, и их история была бы прекрасной историей любви двух веселых, жизнелюбивых, сильных ребят. Из интеллигентных семей, но задорных, веселых. Даже в голодную зиму, после дня, проведенного на уборке замерзших ленинградцев, главными в их жизни являются вечера у печурки, где они хохочут, смеются не переставая. Ни слова не говорят о любви о серьезном, не вспоминают родителей, живут настоящим и друг другом.
Но в их уютный мир приходит замерзающий Леонидик, потерявший мать, отчима, но переживающий больше не эту потерю, а ещё более раннюю потерю любви совей матери, которую ту отдала отчиму. Его судьба разрешила блокада, но не она завязала её узлом. Леонидик слабее Марата и Лиды, он тянется к любви, говорит отукрыто, что больше у него никого нет, кроме них, пытается писать стихи.
Не выдержав этой ситуации треугольника Марат, а следом и Леонидик уходят на фронт. Чтобы потом встретиться вновь и вновь уйти, но уже одному Марату. Он пожалел Леонидика, оставил ему предназначенную ему судьбой Лиду, отказался от неё не в силах быть таким же слабым как Леонидик, не опустившись до этой слабости. Но жертва Марата счастья никому не принесла.
Они все трое крепко связана войной, блокада так уродливо спаяла эту «новую семью» из остатков, недобитков войны. Они все трое почти состоялись в жизни, после войны. Но ни Лида, ни Марат так и не смогли пережить потери друг друга. И поздно (хорошо, что не никогда) Леонидик решается на благородный жест, он идет искать свою собственную судьба, понимая что узурпирует чужую, он оставляет, предварительно легка обкаранав, Марату и Лиде будущее. Тяжелое, уже немолодое, нужное ли им? Кажется, что судьба связала этих троих в узел и им вдвоем будет не так хорошо, как втроем никогда.
Самые идиотские ситуации в литературе случаются либо по мотивам собственной биографии либо вымучиваются автором из нехватки собственной фантазии.
Пьеса сама по себе чудесна, все реплики, слова, образы. Новы, свежи, необычны. Они фокусируют внимание на людях, а не бойцах коммунизма, соколах Сталина. И война, и блокада, и звезда героя - это все дополнительное почти бесплатное приложение к личностям Марата и Лиды, их обаянию.
Но в контексте всей ситуации она выглядит немного нелепо, беспомощно. Думаю, это беда режиссера, что он довольно туманно показал в чем же драма героев. То ли в природной интеллигентности, то ли гордыни, то ли слабости. То ли не доигравшее в попе детство не позволяет им сесть и решить всё как «взрослые» люди. Они и трогательны, и смешны, и нелепы. И ещё одна беда режиссера, что вся драма этих людей в том, что они жили в другом времени: более осторожны, более человечны, по-другому воспитаны были. А как раз время то Житинкин не показал, присыпал его легким белым флером одежд, мебели, глобуса. Размыл до непонятной субстанции и тем самым отдалил героев от осязаемой живой реальности.
театр