Понятие Аварийного Межсетевого Роуминга (АМР) появилось несколько лет назад, и даже сейчас не очень известно широкой аудитории.
![](http://rkn.gov.ru/images/news/image18638.jpg)
Дело в том, что российская нормативная база не разрешает предоставлять услуги роуминга абонентам другого оператора, имеющего лицензии на той же территории (республики, края, области). Именно поэтому в файлах со списками "запрещённых" сетей в (U)SIM-картах российских пользователей обычно содержатся коды всех "чужих" сетей, работающих там, где абоненты проживают. Ведь базовые станции разные операторы ставят в разных местах, и практически всегда можно найти точку (лифт, подвал, середина большого железобетонного здания и т.п.), где телефон на некоторое время потеряет "домашнюю" сеть и при этом обнаружит сеть другого оператора. Впервые попав в такую ситуацию, телефон попытается получить доступ к услугам в сети этого оператора. Из-за запрета роуминга, телефон обычно получает отказ в предоставлении услуг, и код этой сети заносится в список "запрещ"нных", чтобы предотвратить повторные попытки автоматической регистрации в «чужой» сети.
Но в случаях стихийных бедствий (например, недавнее наводнение на Дальнем Востоке), серьезных аварий в сетях операторов (например, при падении метеорита в Челябинской области), очень большое число граждан оказываются без связи. Они не могут вызвать помощь, например, врача, сообщить близким о своем местонахождении или узнать об их состоянии. В случаях таких серьёзных бедствий принято помогать пострадавшим "всем миром". Именно для таких случаев по инициативе регулятора (Минкомсвязи) или по запросу пострадавшего оператора может быть разрешено включение Аварийного Межсетевого Роуминга на территории, охваченной чрезвычайной ситуацией. В этом случае абоненты получают возможность воспользоваться услугами любого из операторов, чья сеть доступна в конкретный момент. В отличие от экстренных звонков (на номер 112), при включённом АМР можно позвонить не только в МЧС, но и связаться с родными и близкими по их обычным номерам телефонов -- мобильных или проводных, если они, конечно, работают.
В таких сложных ситуациях абонентам важно не растеряться и знать, что нужно сделать, чтобы воспользоваться сетями других операторов в чрезвычайной ситуации, ведь без специальных действий со стороны пользователя, их телефоны не станут регистрироваться в сетях других операторов, чтобы стать доступными для входящей связи.
(1) Если телефон потерял связь с сетью "домашнего" оператора из-за выхода из строя сетевого оборудования, то телефон автоматически найдёт сигнал одной из сохранивших работоспособность базовых станции другого оператора, и будет находиться в состоянии Limited Service, ожидая команды владельца позвонить по телефону экстренного вызова (112). В этом случае можно просто попытаться позвонить по нужному номеру. Если АМР включён, то "чужая" сеть должна предоставить соединение.
(2) Если телефон продолжает принимать сигналы базовых станций "домашней" сети, но сеть не позволяет звонить, то нужно в ручном режиме выполнить поиск доступных сетей и выбрать одну из "чужих" сетей, обнаруженных телефоном. Если "чужая" сеть предоставит доступ, значит АМР включён, и такой абонент сможет совершать исходящие звонки и получать входящие. Если сеть откажет в доступе, то следует попытаться повторить ручной выбор других сетей, обнаруженных телефоном до тех пор, пока не произойдет регистрация в одной из сетей. Если же ни одна из "чужих" сетей не выполнила регистрацию, то это означает, что АМР в данном месте не включён, и в "чужих" сетях можно пользоваться только услугой "Экстренного вызова".
Регламент включения аварийного межсетевого роуминга 18 сентября 2012 года подписали представители Роскомнадзора и четырёх крупнейшихъ сотовых оператора России -- ОАО "Ростелеком", ОАО "МегаФон", ОАО "ВымпелКом", ОАО "МТС" и Группы компаний "Теле2". Предполагалось, что основанием для включения аварийного межсетевого роуминга будет являться прогнозируемое/фактическое прекращение предоставления голосового и SMS-сервисов в течение более 6 часов в зоне действия более чем 30% базовых станций субъекта Российской Федерации или административного центра субъекта Российской Федерации.
Первая обкатка АМР в боевых условиях произошла 15 февраля 2013 года в Челябинске: после периода повышеной нагрузки на все сети мобильных операторов обнаружилось, что из-за повреждения оптоволоконного кабеля "Магафона" не работала часть базовых станций: 65 (12,9%) GSM-БС и 180 (36,6%) UMTS-БС. Трафик абонентов "Мегафона" без изменения тарифа аварийно перекинули на базовые трёх остальных операторов -- "МТС", "Билайна" и "Теле2" -- на четыре часа до окончания ремонта. Жертв и разрушений нет, результатами все, вроде, довольны.