На заре искусственного интеллекта, как научной дисциплины, возник вопрос: какие задачи, решаемые человеком, должна решать машина для того, чтобы её действия выглядели бы "интеллектуальными". Понятно было, что перемножение двух многоразрядных чисел, например, особо интеллектуальным действием не является.
Одним из критериев выбора "интеллектуальных" задач стало отсутствие у человека априорных алгоритмов для их решения.
К примеру, если показать человеку тысячу трямдиков, то тысяча первый трямдик он визуально опознает сам. При том, что каких-либо готовых алгоритмов опознания он озвучить не может и представление о трямдмике имеет самое приблизительное.
Шахматы казались подходящей задачей: люди умеют в них играть, но чёткого алгоритма игры, как в каких-нибудь "Крестиках-ноликах" не прослеживается. Коме того, существовала (и существует) достаточно забавная околошахматная псевдосполртивная шоу-индустрия -- с матчами, чемпионатами, кубками и звонкими титулами. Что давало шахматным программам неплохие перспективы для рекламы направления в целом.
Проблема в том, что ничего особо "интеллектуального" в шахматах нет, и гениальнейший шахматист в повседневной жизни может быть таким же идиотом, как и не менее гениальный перемножитель многоразрядных чисел. Хорошим примером последнего может послужить Гарри Кимович Каспароов, наивно полагающий свои шахматные достижения доказательством наличия у него каких-то особенных талантов, но при этом несполсобный вне шахматной игры на что-либо интеллектуальное.
Если со мной по "Скайпу" свяжется компьютер и захочет выдать себя за человека, то ему надо будет суметь поддержатьт связный диалог, качественно имитирующий понимание моих реплик и демонстрирующий наличие знаний о мире (т.н. энциклопедических знаний). Будет очень кстати грамотная эмуляция эмоций. Если задействован аудио- и видеоканалы, то ко всему вышесказанному прибавляется решение в динамике задач распознавания и синтеза...
И всё. Если вместо всего этого компутер обыграет меня в шахматы -- я пожму плечами и за человека такого собеседника автоматически не приму. Даже если им окажется Гарри Каспаров.
По большому счёту, всё, что требуется от компьютера, чтобы быть с человеком на равных -- это захотеть связаться со мной по "Скайпу".
Или захотеть выиграть у меня в шахматы.
Или захотеть перемножить два многоразрядных числа.