В продолжение
http://users.livejournal.com/alkor_/171335.html:
В старой доброй первой Civilization было пять форм правления -- деспотизм, монархия, "коммунизм" (т.е. советский строй, естественно), республика и демократия. Разница между отдельными формами правления была довольно смутна (ну-ка, скажите навскидку, чем "республика" отличается от "демократии"), а реалистичность -- средняя. Примерно так же "реалистично", как и сами формы правления, выглядела возможность смены их ждруг на друга без революции (и, соответственно, без периода анархии) после завершения строительства Великих Пирамид...
Civilization IV превратила хиленький листбокс с полудюжиной типов государств в настоящую панель управления звездолетом. Они называют это "цЫвики" ("civics"):
Правительственные цЫвики:
цЫвик
Цена поддержки
Что требует
Что дает
Despotism
Низкая
None
None
Hereditary Rule
Низкая
Monarchy
+1
![](http://www.civfanatics.com/images/smilies/smile.gif)
per military unit stationed in the city;
Representation
Средняя
Constitution
+3 science per specialist;
+3
![](http://www.civfanatics.com/images/smilies/smile.gif)
in 4 to 6 largest cities, depending on map size;
Police State
Высокая
Fascism
+25% military unit production;
-50% war
![](http://www.civfanatics.com/images/smilies/mad.gif)
;
Universal Suffrage
Средняя
Democracy
+1 hammer from town;
Can spend gold to finish production;
Юридические цЫвики:
цЫвик
Цена поддержки
Что требует
Что дает
Barbarism
Низкая
None
None
Vassalage
Высокая
Feudalism
New units receive +2 experience points;
More free units
Bureaucracy
Средняя
Civil Service
+50% hammers and +50% commerce in capital
Nationhood
None
Nationalism
Can draft 1 to 5 units per turn, depending on map size;
+2
![](http://www.civfanatics.com/images/smilies/smile.gif)
from barracks
Free Speech
Низкая
Liberalism
+100% culture in all cities;
+2 gold from town
Трудовые цЫвики:
цЫвик
Цена поддержки
Что требует
Что дает
Tribalism
Низкая
None
None
Slavery
Низкая
Bronze Working
Can sacrifice population to finish production in a city
Serfdom
Низкая
Feudalism
Workers build improvements 50% faster
Caste System
Средняя
Code of Laws
Unlimited artist, scientist, merchant
Emancipation
Низкая
Democracy
+100% growth for cottage, hamlet, village;
![](http://www.civfanatics.com/images/smilies/mad.gif)
penalty for civs without emancipation
Экономические цЫвики:
цЫвик
Цена поддержки
Что требует
Что дает
Decentralization
Низкая
None
None
Mercantilism
Средняя
Banking
+1 free specialist per city;
No foreign trade routes
Free Market
Средняя
Economics
+1 trade route per city
State Property
Низкая
Communism
No maintenance cost from distance to palace;
+1 food from workshop, watermill
Environmentalism
Средняя
Ecology
+6 health in all cities
+1
![](http://www.civfanatics.com/images/smilies/smile.gif)
from jungle, forest
Религиозные цЫвики:
цЫвик
Цена поддержки
Что требует
Что дает
Paganism
Низкая
None
None
Organized Religion
Высокая
Monotheism
Can build missionaries without monastery;
Cities with state religion construct buildings +25 faster
Theocracy
Средняя
Theology
+2 experience points in cities with state religion;
No non-state religion spread
Pacifism
None
Philosophy
+100% great person birth rate in cities with state religion;
+1 gold support cost per military unit
Free Religion
Низкая
Liberalism
No state religion;
+1
![](http://www.civfanatics.com/images/smilies/smile.gif)
per religion in a city;
+10% research in all cities
Сбылась, сбылась старая мечта. Наконец-то можно собрать из кусочков мозаики то государство, которое тебе больше всего подходит по темпераменту. Например, чем плохо представительское (Representation) государство с вассалитетом (Vassalage), системой каст (Caste System), госсобственностью (State Property) и свободой совести (Free Religion)? Разве что тем, что я не представляю, как такой монстрик может выглядеть.
Кстати, появился в Civilization IV и еще один милый момент -- религия. В строгом соответствии с заветами Тойнби она превратилась из невразумительной абстракции в систему из семи мировых религий (индуизм, даосизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам, и, почему-то, конфуцианство) -- с пророками, священными городами, миссионерством, жизненными циклами... Красиво.
Но что красивее всего -- так это возможность расширения. Civilization IV можно первратить во что угодно буквально легким движением руки -- хоть цЫвиков добавить, хоть модель развития науки изменить... Впрочем, это уже осовсем другая история.