Век нынешний - и век минувший, или Третья встреча в Эльдаре

Feb 14, 2023 07:58


11 февраля отэльдарились. Это повод для праздника, но времени его себе устраивать нет катастрофически: в следующий раз нас ждут уже 18 марта. Будете смеяться, но мы продолжим говорить о «Бригантине» и её последствиях. Ну, потому что есть о чём.

У меня пока нет на руках видео - зато есть любимые максовы фотографии.



Ксюша спрашивала, какой там задник, - а я не могла вспомнить никак...



В самом деле было что фиксировать! Мы в этот раз позвали с собой межгородцев. Большую часть вечера они прилежно слушали, кто такие Евгений Агранович и Борис Смоленский, а под завершение вывалились на сцену всей дружной разноцветной толпой - и спели свой-мориц-берковский «Эскиз». Сразу оказалось, что праздных зрителей в зале немного, но зато им происходящее понравилось, после финального Окуджавы попросили ещё один общий номер.



Вообще-то я тогда представляла Аграновича, но и в компании с авторами "Бригантины" тоже хорошо

Рассказывали мы о песнях-соседках (вроде «Мичуан-люли» и прочих «Каиров») - и о песнях-ответах («Одесса-мама» - в первую очередь). А позже и Булат Шалвович подтянулся с «Не бродягами». Их межгородцы специально выучили к встрече, на прогоне мы ещё обсудили текст - и до начала программы ребята переучивали свой вариант на общий. Тут свои интересности, конечно. Но просто посмотрите, красота какая:

Надоело говорить и спорить -
И любить усталые глаза,
В флибустьерском дальнем (синем) море
Бригантина подымает паруса...

и

Вы в глаза её взгляните, как в спасение своё,
Вы сравните, вы сравните с близким берегом её.

Ну и конечно рядышком «девушка с глазами дикой серны», сбрасывающаяся с маяка. Впрочем, да, о тавернах и прибрежных историях мы обещали поговорить (и вновь надеюсь, что больше песен поместится...) подробнее в следующий раз.

Неожиданные - но не удивительные  (или наоборот, в общем, забавные, но не странные) - параллели нашлись и между текстами Яна Сашина и Евгения Аграновича:

И когда под звуки нежной флейты
Вдруг услышишь крики журавлей ты
Уроню аккорд я с пианино:
«Только не у Форда спи, о Нина!»

и

Мы с тобой умрём не в море гордом,
А в квартире с воющей роднёй,
Или, в лучшем случае, под «Фордом»,
Возвращаясь пьяными домой.

Напомню, что «шофёрша Нина» из первого текста - это Нина Бать, жена Когана, всё одна литературно-тусовочная компания.



А это Женя поёт "Лорелею" Арбенина

КонстантинЮрьич накрутил там литературщины, ну прям как постмодернист! Но всё очень в кассу - и «серебро недопетого века», и «бригантины мечты» (вновь - здравствуй, Фрэзи Грант!), и непопадание лирического героя на корабль, и, особенно, «недосмотренный сон Гумилёва»!

Вернёмся к Когану!

...Знаю я,
Мне не быть инженером
И профессором тоже не быть,
Я ведь был плохим пионером
Не умел «быть готов» говорить.
Не умел я ходить под знаменем,
Я всегда -
Иль вперёд, иль вбок.
Видно, буйным
Чёртовым пламенем
Наделил моё сердце рок.
Я умру не в кровати, наверно:
Оборвав мне положенный срок,
Где-нибудь в пограничной таверне
Мне воткнут меж рёбер «перо».
Или может,
Под лай пулемётный
Я пойду в баррикадный гром
И с бродягами в подворотне
Буду пить меж атаками ром.

Ну и про Собинова там же, очень красивая ниточка к Утёсову через Вертинского =)

«Да, я знаю» мы петь не стали, но оно напрашивается, конечно, тут же:

И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.

Чтоб попасть не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник и мытарь
И блудница крикнут: вставай!

Самое время задуматься о том, насколько в действительности влияет на нас искусство - поэзия в частности. Молодой Коган вторит пламенному Гумилёву, выбирая себе эту бунтарскую дорожку и в стихах, и в жизни. Чем сильнее проникается словом, тем больше соответствует ему в поступках. Становясь отщепенцем, маргиналом, своим любимым «бродягой», находит новые краски для выражения близких - уже не в теории, а на практике! - идей и состояний. Самоиндуцируется и заражает окружающих.

А Борис Смоленский переводит Лорку! И кто будет отрицать, что мы состоим из литературы - и потому так важно то, что именно читаем! Для меня это вовсе не шутка. Вопрос цензуры - сложный этический вопрос, потому что до некоторой степени, вероятно, можно вырастить «человека из пробирки» исключительно путём подсовывания «нужных книг» в нужном возрасте.

Тут можно заметить, что наши «нужные книги» уже не сработали, потому что люди с одинаковым читательским опытом не всегда вырастают в коганов... Хм, а настолько ли он одинаков - или мы привыкли так думать? Разница в одного автора - или в возрасте первого прочтения - может оказаться существенной. Уверена, доскональные исследования под интересующим углом ещё не проводились - они довольно сложны. На память испытуемых полагаться?

Вообще, сама возможность программировать человека пугает... Естественно, хочется проверить. Естественно, это нарушает все мыслимые и немыслимые свободы подопытных. Естественно, я не первая это придумала - и нет гарантии, что среди нас уже нет таких людей. «В вазе три цветка, один из них - жёлтый», брррр!

Лучше вернёмся к межгородцам!



Йо-хо-хо - и бочка моли!

Юнна Петровна тоже навертела, конечно, смыслов.
Но основной прост: романтической бригантине противопоставлен скромный трамвайчик. В общем, сказка / быт - знакомые всё вещи.

Вообще получился вечер оппозиций, всё как люблю. Поэтому очень уместной оказалась «Междугородняя», построенная по этому же принципу «соедините с тенью свет». Очень красиво!

(Тамара Жирмунская, автор стихов, умерла в воскресенье. Получается, пусть она и не знала - а мы и не думали - но успели хорошо подытожить вечер песней ещё при жизни поэта. Звучит странно, но по всем соображениям это не может не «зачесться»).

Хотя в очередной раз напоминает о том, что вся поэтическая братия ходит по кругу, проблемы поднимает одни и те же, даже одними образами их раскрывает.

...Словила очередное великое разочарование по этому поводу, вечное «ничего нового»... Постоянного жизнеутверждающего ответа на вопрос «зачем тогда ещё что-то вякать» нет, видимо, в природе. Не может не вякаться. И правда, значит, - одна рефлексия да самотерапия.

Художественные задачи? Они если и есть, то сильно второстепенны. А оправдывает искусство только человечность переживаний.

Да, типов людей не так много, в конце концов понимаешь, что их всех объединяет, учишься предугадывать реакции на основе опыта предыдущих взаимодействий. Сильных чувств и того меньше. Какая уж тут оригинальность и новизна?

Видимо, не в них и дело. Тогда пресловутое «отзывается» / «не отзывается» - единственный важный критерий.

Меняет ли это чужое, внешнее искусство нас самих - и до какой степени.

На Смоленского, Аграновича, Когана, Лепского я смотрю как на мальчишек, развесёлую стаю, с её забавинами, дружбами, коммунами, поэзией до одурения. В общем - сплошные блёстки и мишура. Всё искрит, пышет силой и экзотикой - к такому нельзя приближаться, потому что внутри мне нет места, не приглашали, только наблюдать можно на почтительном отдалении. И раньше я бы грустила, что всё это было и прошло, но за последние годы более ярким стало другое ощущение - что вот эта кипучая, бурлящая жизнь, которую привыкла видеть сквозь архивную пыль - она вообще-то и вокруг тоже есть, и в моём срезе.

И что яркость краскам даёт именно правильная память. Бесспорно, все они талантливы и прекрасны. Бесспорно, мы их идеализируем - оттого и видится эта дистанция, которой на самом деле нет.

А так Борис Смоленский вписался бы в Межгород, тусил бы с нами, приносил бы свежие переводы, участвовал в составлении песенного портрета, может быть... Мы бы его приглашали читать стихи в разных концертах, гоняли бы чаи и расходились бы на пересадках до нового общего мероприятия...

Маша Жданова уже сказала, что он похож на Сашку Волобуеву - потому что сразу и в Питере, и в Москве, и ещё где-нибудь, нельзя наверняка сказать, где именно.

Почему-то на самые простые мысли уходит больше всего времени и сомнений =)



В гримёрке. Уже не Макс, просто телефонное свидетельство

Такой вот бригантинный след.

И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою!

P.S. На саундчеке.

Звукорежиссёр: - А поговорите, пожалуйста, в тот микрофон, с которым я только что возилась.
Кирилл: - Здравствуйте, я Кирилл.
Звукорежиссёр: - Продолжайте.
Кирилл (в лёгком замешательстве): - Я человек.

По рядам межгородцев прокатывается дружное сомнение.

Александр Костромин: - Смелое утверждение!
Даня Карпов (одновременно): - А ещё он Кирилл!

Звукорежиссёр: - Ещё...
Кирилл: - Ээ, ммм, ну...
Звукорежиссёр (с заметной радостью): - О, спасибо, достаточно!

Кирилл на пять секунд опешил, отошёл от микрофона на полшага, потом вернулся и выдал мищуковское: - Не поговорили...

А ещё мы выяснили, что за продажу Межгорода нужно доплачивать.

романтизм, Межгород, XXI век, филология, поэзия, максим розеншток, 2023, праздник, николай гумилёв, кирилл панов, виктор берковский, Шчаняты, женя шеянов, юнна мориц, павел коган, Эльдар, АСАП, распрекрасное, о прошедшем, теория и практика коммуникации, простые истины, константин арбенин, сергей никитин, юля ревякина, маша жданова, книги, максим филатов, александр вертинский, ксения кузнецова, евгений агранович, лорка, концерты, булат окуджава, алиса вернигор, сказки, александр николаич, синтез, XX век, вова хачатуров, даша вавулинская, грибоедов, зерно для петуха, забавное, авторская песня, архивы

Previous post Next post
Up