Ну вот, а двумя днями раньше прошла-таки вторая архивная встреча в Эльдаре.
Фотографии Максима Розенштока
Изначально она была запланирована на конец мая, но тогда же и перенеслась. Совершенно случайным образом - о символизме новой даты никто не думал, а оказалось, что вокруг неё собралось множество юбилеев: 75-летие «Глобуса», 80-летие со дня гибели Павла Когана и 85-летие самой «Бригантины». Правда, чуть позже Александр Николаевич
установил (как всегда - с вероятностью от 95% до 99,9%), что дело было 30 сентября.
Как и в прошлый раз, пришлось по ходу дела сокращать программу. Вообще не вошёл блок про Аграновича, который в ту пору у Когана жил - и добавил прилагательное «синий» в строчку про дальнее флибустьерское море.
Не вошёл прекрасный Безыменский, двойник Галича, с Бригадой Маяковского.
И многочисленные ответы, появившиеся как в ифлийских и литинститутских кругах, так и в синхронном срезе. Много всего, в общем, так что с темой следующего вечера всё понятно: в этот раз говорили о том, из чего «Бригантина» родилась, продолжим обсуждением её влияния на наше направление. Очень надеюсь, что вечер будет песеннее, чем нынешний, но и архивы там хороши. В основном - воспоминания всякие.
Сразу по ошибкам - во-первых, мы проглядели, как Николай наш Степанович Гумилёв превратился в Льва Николаича!
А, во-вторых, я перепутала Лозинскую со Ржевской, распутываю: Лия Лозинская - первая большая когановская любовь. Интернет её в лицо не знает, но строчка про усталые глаза - про неё. (А мне давно и настойчиво предлагается искать её следы на филфаке, так что, может, что-нибудь ещё и обнаружу...). От неё Коган уходит, «как Парис за своею Еленой».
С Еленой (это совпадение, на момент написания прощального стихотворения они не были знакомы) Ржевской всё яснее - они были официально расписаны, их внучка в 2018 году подготовила наиболее подробный сборник стихов, включив туда и изданное ранее в «Грозе», и какие-то черновики-фотографии.
А письма с фронта он отправлял уже Нине Бать - той самой шофёрше Нине, благодаря которой (косвенно, конечно, её задача была - побыть инфоповодом для написания первой пародии на «Заборик») существует «Глобус».
Тот самый «Глобус», который с огромным удовольствием распевает наш факультетский преподавательский хор (то есть - распевал, когда ещё были Дни Филолога в актовом зале); авторством которого гордятся географы и геологи каждого московского вуза; который известен всякому, даже если не гиперболизировать и не обобщать.
Мелодия Михаила Светлова, перетекстовка (не «Заборника» напрямую - «Шофёрши»!) Михаила Львовского, автор идеи (а, значит, и песни) - Николай Александрович (с ударением на «о», это фамилия). Знайте!
UPD: Третий нюанс связан с трио «Меридиан». Это они в своё время предложили включить «Шофёршу» в том варианте, в котором знали её от Геннадия Сухарева (предположительно, но вероятнейше), в фильм «Торпедоносцы», благодаря чему эту песню знают и сегодня.
А потоооом - потом был сюжет с Ласкиным и Покрассами, один из любимых, хотя тут Макс Розеншток слегка упорствует. Макс, кстати, читал стихи - и когановские, и гумилёвские. И, как он любит, снимал всё происходящее на планшет (войдёт в историю, честное слово).
Что-то сомнительное утверждаю, похоже )
А мы с АлександрНиколаевичем разложили «Шофёршу». Песня, конечно, не предполагает, но, если уж петь (а вроде как формат обязывал...), то интереснее на голоса, понятное дело.
...Синонимичность порадовала: Александрович хватает Львовского, Пырьев - Ласкина - и все песен жаждут! А уж про Вертинского с гонораром из борща и котлет вообще молчу. Как же опасно поэтам бродить вокруг подобных движух!
Ладно, этакими темпами весь вечер перескажу, но зачем, если у нас благодаря Антону Шиловскому есть запись!
Приобщайтесь - и приходите в следующий раз. Нам интересно во время раскопок и весело в процессе рассказа; окружающим, вроде как, тоже неплохо бывает. А Коган - он объективно прекрасен, да.
(Хотя нельзя не сказать, что любимый период в этом цикле - сразу после встречи, когда новая дата ещё не озвучена и никаких дедлайнов над головой не висит...)
Click to view
UPD:
00:00 - Приветствие и представление
02:00 - О цикле вечеров, предыдущей встрече и поисках следов
04:17 - Глобус - ст. Михаила Львовского на музыку Михаила Светлова (в обработке Яна Сашина), автор идеи - Николай Александрович. Исполнитель - Владимир Трошин
06:44 - Кто все эти люди?
История «Глобуса» (1947)
07:33 - Предыстория
08:23 - О Николае Александровиче
10:55 - Миша, напиши нам песню!..
12:02 - Об истоках «Шофёрши»
13:00 - О «Заборике» Михаила Светлова (1938)
14:24 - За зелёным забориком - ст. и муз. Михаила Светлова, исп. Галина Хомчик
15:55 - О характере песни
16:35 - О Нине Бать
17:12 - Шофёрша (Нина) - ст. Яна Сашина на музыку Михаила Светлова, исп. Александр Костромин и Александра Коленбет
18:44 - О Яне Сашине, переводческой деятельности Нины Бать - и связи с Павлом Коганом
История «Шофёрши»
20:01 - Песня из кинофильма «Торпедоносцы»
20:25 - Шофёрша (Женя) - авторство стихов не установлено, муз. Михаила Светлова, по мотивам «Шофёрши» Яна Сашина
21:46 - Куда делась Нина?..
22:11 - О трио «Меридиан»
23:12 - О Геннадии Сухареве - и немного географии
25:12 - Об узнаваемости
26:00 - О Евгении Ласкиной и Константине Симонове
27:39 - А кто тогда шофёрша?..
28:10 - О Валентине Серовой
29:12 - О журнальном варианте «Мастера и Маргариты»
30:01 - О Борисе Ласкине
31:05 - Подытожить
История «Бригантины» (1937)
32:20 - О Павле Когане
32:56 - Когда была написана «Бригантина»?
33:54 - О Елене Каган
34:29 - Из области догадок
3
5:03 - Об истоках поэтических мотивов
3
5:34 - О Лие Лозинской
3
6:22 - Троянские образы
3
7:02 - Где?
3
9:33 - Как?
4
0:47 - Первая песня, которая стала народной
4
1:29 - Бригантина - ст. Павла Когана, муз. Георгия Лепского, исп. Георгий Лепский (1998)
Об истоках «Бригантины»
44:01 - Литературоведческая страничка
45:05 - О вычитанном
45:28 - Как Коган в ИФЛИ поступал
47:32 - О книге Александра Грина и двух бригантинах
49:30 - О «Бегущей по волнам»
50:52 - О стихотворении 1936 года
51:36 - Снова месяц висит ятаганом - ст. Павла Когана, муз. неизвестного автора, исп. Александр Костромин
О влиянии Александра Грина на авторскую песню
53:13 - Баллада о Фрези Грант - ст. и муз. Александра Галича, фрагмент к/ф «Бегущая по волнам» (1967)
57:28 - О показанном фрагменте и Александре Галиче
58:26 - О матросах Владимире Лемпорте и Николае Силисе
59:41 - О песне Михаила Анчарова
01:00:05 - Не шуми, океан - ст. Александра Грина, муз. Михаила Анчарова
О морской экзотике
01:01:06 - О пиратах и флибустьерах
01:02:19 - По морям и океанам - ст. Василия Лебедева-Кумача, муз. Никиты Богословского, фрагмент к/ф «Остров сокровищ» (1937)
01:04:22 - Об Александре Вертинском
01:04:54 - Больше роялист, чем сам рояль
01:05:53 - О вертинских мотивах
01:06:18 - Сан-Франциско - ст. Павла Когана, читает Максим Розеншток (1934)
01:07:53 - О Сергее Есенине и Николае (!) Гумилёве
01:08:23 - О флибустьерах!
01:08:46 - Братья по крови
01:09:01 - Вы все, паладины Зелёного храма - ст. Николая Гумилёва, читает Максим Розеншток
О разночтениях и музыке
01:10:46 - Но настоящее признание пришло в 60-ых годах
01:11:16 - Бригантина - редакция Юрия Визбора (и текст, и гармония)
01:12:57 - О противоположных сюжетах
01:14:01 - О заимствованной музыке
01:14:27 - Три танкиста - ст. Бориса Ласкина, муз. братьев Покрассов (1939)
01:17:14 - В кино увидели, спели...
01:17:51 - Двоюродный брат Жени, у которого шофёрша Валя отбила Симонова...
01:18:50 - История «Трактористов»
01:19:34 - Про «Трёх танкистов»
Из воспоминаний
01:21:14 - Борис Слуцкий о поэтах-фронтовиках, фрагмент к/ф «Застава Ильича»
01:23:34 - О сборнике стихотворений Павла Когана
01:24:18 - Елена Ржевская и Юрий Каган об ИФЛИ и Павле Когане
01:30:06 - О вкладе Евгения Аграновича в «Бригантину»
01:30:24 - О продолжении темы
01:31:05 - О следующей встрече. Заключительное слово
01:32:18 - Поздравление с юбилеями
Урок географии ))
Между тем у Александра Николаевича возникла идея пройтись по местам славы, по когановской Москве. Пока не решили, когда именно - в какую-нибудь выходную хорошую погоду - но, если возникнет желание, объявляйтесь-присоединяйтесь, зовём всех желающих!