Игра в "Глаголицу" - и ещё чуть-чуть праздного

Sep 02, 2022 07:34


Очередной выпуск «Глаголицы» - не могу не!



От нас там ни словечка, но, видимо, просто прошли те времена.
А раньше исправно что-то отправляли: сперва я дёргала редакцию, потом наоборот. Какая-то жизнь бурлила со сроками сдачи статьи для факультетской газеты... Нет, ну как звучит-то!

Выкрадываешь время, чтобы успеть к назначенному часу, потом месяцами ждёшь номера - в какой-то непредсказуемый или малопредсказуемый момент всё-таки печатают их штук двадцать и молча сгружают на стол на девятом. И, хотя сама по себе газета почти никому не нужна, её часто берут для того, чтобы знать, над кем при случае посмеяться. Публиковаться в «Глаголице» всерьёз действительно смешно! Ещё смешнее, что мотив «ну-ка, ну-ка, что за ересь ждёт нас на этот раз?» тоже вынуждает читать внимательно - может, даже с большим вниманием, чем искренний интерес. Получается всеобщая игра вроде мафии, где не разобрать уже, кто кого дурит!

Я в неё попала через ШЮФовский семинар по литературной критике - прекраснейший, многолюдный, с практическими заданиями и дискуссиями. (В частности схлопотала там личную домашку: перечитать «Обломова» через десять лет. Настолько смело и красиво, что даже выполню!) Так вот - возможность печататься в настоящей студенческой газете была для нас великой честью. За это восторженное ощущение старательно держалась весь первый курс.

Потому что в действительности-то идея невероятно крута! Изначально принесла её пушкинская компания - какая-то заметка попалась про их стихотворные полемики на страницах лицейского издания. Такое знамя у старших товарищей нельзя не подхватить - честно попыталась.

Сперва было два, кажется, выпуска «Пёрышка». Занимался этим журналом ученический совет самоуправления - или что-то вроде. Каждую неделю собирались за круглым столом в собственной комнате (вселенский могиканский плач!) с - на секундочку! - компьютером и принтером, отданными совету в полное распоряжение. Нет, правда, мы там даже чайник завели, чашки занесли и чуть ли не сладкое хранили. Ну и выезды были - правда, бестолковые, но так посмотришь - а ведь много хорошего...

И, да, сидели-верстали до позднего вечера какие-то пдф-ины. Только я проиграла битву за «ё»...

Но, слушайте, то, что нам прислали ко второму номеру... трижды пожалели, что вообще завели какую-то «творческую» рубрику.
Собственно, на этом же погорела и вторая газета в другой школе. Чуть иначе, может.

Тогда инициатива исходила от классной. Она стала куратором, договорилась с околошкольной типографией, приняла решение о названии («Воробушкины Холмики») - в общем, от былой вольницы ничего не осталось. Сильнее всего ущемляла та самая типография, вышло нехорошо. Там был кружок журналистов - и как-то они у нас бразды правления отжали, а сами всё бросили. Но прежде опять номера два, наверное, свет увидели. И даже этой мизерной статистики вполне хватило, чтобы понять, что не будет у нас околопушкинских стихотворных полемик, богатыри-не-мы...

А потом уже в поле зрения появились ШЮФ и «Глаголица». Когда-то в ней обитала богема - стихи меня мало привлекали, но имена внушали положенный трепет. Ребята собирали полную Пушкинскую на свои поэтические вечера, устраивали эпатажные фотосессии, занимались мифотворчеством - и жили в этой славе, озаряя ею всё вокруг. Впрочем, пика их величия я уже не застала - потому-то нас, школьников, пытались привлечь к реанимации стагнирующей газеты. Во всяком случае так виделось; право стало священной обязанностью. Радостной, впрочем.

Но третья попытка воссоздать атмосферу «Российского музеума» тоже провалилась.
(Самое смешное, что я-то мечтала за ней наблюдать, просто вблизи и с возможностью встрять, если вдруг очень-очень надо будет.)

Во-первых, да, оттого, что мало кто относится к газете серьёзно. Во-вторых, она выходит с периодичностью «когда есть деньги на печать». Ежемесячным изданием так и не стала, сейчас и вовсе скатилась к полугодовому. (Вероятно, первая причина - следствие второй). Наконец, в-третьих: видимо, потеряли свою популярность посвящения. Может, оттого, что поэзия изменилась, заиндивидуализировалась окончательно.

Собственно, всё это затянувшееся предисловие - комментарий к «Семинару поэзии». Я-то теперь играю с другой стороны - с изумлением и восхищением наблюдаю за страшно серьёзными людьми, ещё не бросившими это гиблое дело.

«Рубрика со стихами студентов филфака является едва ли не первым, что придёт в голову, когда речь заходит о газете одного из самых творческих и разносторонних факультетов МГУ. Раздел долго принимал тот вид, который он имеет сейчас. Огромный вклад в разработку концепции внёс поэт и выпускник нашего факультета Ростислав Ярцев - именно он предложил название «Семинар поэзии». Но раз это всё-таки семинар - не лекция или стихотворный коллаж, редакция шла к тому, чтобы рано или поздно на страницах «Глаголицы» стихотворные подборки обрели тематическую целостность, а критически настроенные филологические умы - возможность для самовыражения. Результат - прямо перед вами»

Результат... Такой «результат» вообще не допускает музыки. И это, кажется мне, повсеместная тенденция. То есть, не настолько хорошо я знаю актуальную молодёжную поэзию, но вот эта, глаголичная, раз за разом выявляет одно и то же сопротивление.

Песни на такие стихи - если даже и выходят - они своеобразные, их не нужно много. Многоножки, ага.

Читать их - скорее труд, а не удовольствие. Больше монолога (даже - потока сознания...), чем диалога; рокерская, а не АП-шная система образов. Запоминаемость - возвращаемся к отсутствию музыки - крайне низкая. В них даже спорить толком не с чем...

Полувыводо-вопросов три:

- Прежде, чем говорить о проблемах АП, надо спуститься на уровень поэзии. Что-то ей тоже несладко...
- Гордые поэты послезавтрашнего дня - они не хотят быть-как-Рубцов или хотя бы Пушкин - или не могут?
- Неужели во всём виноват Гумилёв с его цехом?

Ника, кстати, ходила ко мне на курс по АП в том же ШЮФе. Могу теперь хвастаться, что ученица пишет критические отзывы на современных поэтов, хххе. Кудимовское стихотворение, правда, совершенно иные ассоциации вызывает.

...ещё нашла прекрасное. Теперь уже не вспомню-не найду, но кто-то где-то сказал (кажется - в связи с Берестовым), что у искусства самого по себе нет цели, оно лишь служит средством выражения целей художника.

Так по Курячему и выходит - «а что слушатель должен делать дальше? куда ему идти?».

Но это куда скучнее, чем предположение, что искусство самодостаточно и разумно, но идёт с нами на контакт. Именно таким должно быть чистое фётовское искусство, освобождённое от авторских целеполаганий - и тем более от любых манипуляций со слушателем! Да пусть сам в себе разбирается - и усваивает то, что ему полезно.

Щербиновская концепция служения себе честнее, только тут опять отношения «мастер-инструмент».

Мне нравится идея, что «искусство» (неудобное слово...) - это измерение, объективная, но совершенно иная реальность. Грань, если хотите =)

Ну, прорастает в обычной жизни тоже - но исключительно по нашей воле, если взращиваем. А так - каждая книга, каждая песня открывают новое пространство, время и движение.

А вопросы коммуникации - да, ключики к дверям в эти миры. Дороги...

Тоже простые вещи всё. Вечные игры.
А новый номер газеты - это хорошо, конечно. Продолжим наблюдение!

(Сразу тогда уж - впервые печатается статья преподавателя с другого факультета. Интервью бывают - с нашими, нашими ребятами проведённые. А тут внезапно приоритет у лектора побочного предмета, хм. Ну, видимо, таков запрос.)

Напоследок =)
Делюсь советом по выкручиванию ручки пафоса в ноль - русские романсы! Кладезь!

филология, александр пушкин, поэзия, николай гумилёв, 2014, александр щербина, как говорил незабвенный Кири-Куки, 2015, глубь веков, студенты, факультет, теория и практика коммуникации, печальное, вспомнилось тут, абсурд, ШЮФ, николай рубцов, XIX век, Глаголица, ссылки, развлечения, борзый конь как есть, КСП "Могикане", точки над ё, 2022, ростислав ярцев, мафия, 2017, георгий курячий, зерно для петуха, забавное, Университет, авторская песня, музыка

Previous post Next post
Up