О романтизме

Jun 08, 2022 05:45



Сестрица увековечила. Прихожу домой, на столе записка:

«О, великая ты Аля,
Уж прости, что огорчаю,
Но в среду мы к тебе придём
И запасы все сожрём!»

(Как назло, успела сходить в магазин - теперь действительно сожрут...)

...Досадно бывает терять восторженность!
В смысле, какое-то двойное огорчение получается: мало того, что хорошее состояние просто испаряется, сменяясь печоринской рефлексией, так ещё и понимаешь, что использовал не весь его потенциал, упустил радость бездарно! (Ой, а тут смешно выходит: если ничего огненного не сделал, так и водно потерзаться не о чем! Какое-то искусственное усреднение выходит - типа даже «стабильность». Но, нетушки, хорошие синтезы так не выглядят, это какое-то прозябание неправильное.)

У меня тут опять мысли уводят, и обещанные красивости устаревают и приедаются.

А всё почему - потому что не станет ноосфера ждать, пока мы соберёмся с духом и начнём-таки транслировать прилетевшее! Постучится к кому-нибудь другому, потому что импульсы, актуальные знания важнее, чем личность проводника. (Что, в общем-то, логично - на первый взгляд.)

Так вот о заменяемости - просто забыла в прошлый раз, а это ведь самый важный вывод из всей цепочки! - мы действительно взаимозаменяемся на уровне функций.

И тут важно проникнуться обоими смысловыми ударениями!

Безусловно, какие-то навыки приходится осваивать дольше, у всех свои таланты и свои катастрофические неспособности к отдельным делам, но всё же злобный принцип «незаменимых людей нет», который, казалось бы, до последней буквочки пропитан угнетением и ехидством (говорящего - по отношению к адресату), действительно работает, и - самое главное! - позволяет человечеству выживать.

Анатолий Обыдёнкин о Шамиле Абрярове:

Слышал даже такую теорию: когда появляется некий message, послание, то всегда существуют «запасные игроки», и случись, допустим беда с БГ, его место вполне мог бы занять Абряров, настроенный на ту же волну ноосферы.

Возражу: нет никаких перманентно «запасных» игроков, есть типажи, а в их носителях - начала, которые правильные контексты правильно усиливают. Среда не только заедает, она и формирует тоже.
Но мне в этой цитате больше идея разных волн ноосферы нравится - она хороша.

Собственно, вот и второй акцент - «на уровне функций».
Дело-то не в них! Самое ценное, что люди находят друг в друге, - ракурсы! И они-то как раз уникальны, поэтому на межличностном уровне каждый незаменим и неповторим. Эта исключительность позволяет выживать уже искусству. А ведь именно искусство создаёт образ человечества... И человека лепит тоже оно.

Но! Если взгляды, фасетки наши, важны, то и проводники не беспристрастны - не могут быть по определению!
И - ключевое - как же тогда быть с похищенными мыслями? На каком основании, подкинув идею однажды, мировой текст передаёт право на её озвучивание кому-то другому - иноглазому к тому же?!

Да в том-то и штука, что право проводника - это его обязанность. Не пользуешься, не транслируешь - сам выкидываешь себя из поля, лишаешься функции. В обмен на кроху информации, которая всё равно не будет эксклюзивной, потому что через день-другой-третий найдёт-таки способ вербализоваться. А новых импульсов не получишь, пока связь не будет восстановлена.

И здесь сталкиваемся со вторым противоречием.
Казалось бы - хорошо все эти наблюдения правильно оформлять!
Подтверждать чем-нибудь красивым, выдерживать, чтобы не пороть горячку; дождаться момента, когда разрозненные фрагменты сложатся в ясную картинку... Не жечь лягушачью шкуру, короче. Облечь содержание в достойную форму.

Мало что ли мы знаем примеров того, как в халтуре и непродуманности гибли действительно ценные идеи!

Вот нет, откровения не терпят муравьиного перфекционизма - и не дают на него времени, уходят. Внезапно наступающая после этого тишина и неспособность говорить - заслуженная месть преданных слов.

Поэтому нужно не из частных лестниц скидывать ступеньки на головы беспечных слушателей - эпизодически, - а постоянно строить такие лестницы, по которым любой желающий мог бы в любую сторону пройти. Рококо и барокко, ампир - заходите, когда захотите!

(Большая любовь к Левитанскому началась с Других городов - наверное, с Анатолия Лазарева. Не перестаёт восхищать!
Но я, кажется, не отследила тогда момента, когда появилось видео с его квартирника у Ксюши. Ловите, а тайминг чуть позже будет.)

...Сегодняшнее машкино безобразие - антитезис к левитано-авиловским зазываниям.
Первые две строчки - цитаты из частного фольклора (у, странно звучит...), но внезапно мотив, простите, величия - это то, что нужно для реплики о романтизме!

Из Ивинского:

Во всех контекстах действует и существует напряжённая динамика между сферами литературы и жизни.

Классицизм: «спасти высоким слогом павший мир»
Сентиментализм: «будем всех жалеть»
Романтизм: «я - единственная ценность, всё прочее мертво»

Конечно, уже не узнать, это прямые цитаты или конспектные интерпретации. Сейчас, когда нашла, очень за романтизм обидно стало! Обвиняют...

И думалось - а вот, действительно, к чему вся эта драматизация, перепады эмоциональные, какое-то вчитывание значимости в собственные жизни, когда нас такое огромное количество... Представление, что каждый человек - главный-герой-своего-собственного-фильма, оно романтическое, конечно. Эгоцентрическое.

И что литературная идея предназначения нас портит, Избранные эти бесконечные - потому что в действительности всё сложнее; что любое мировоззрение, подразумевающее Великую Идею, - блажь, выдумка и «романтизм» в самых дурных его проявлениях.

А потом был повод поговорить о ракурсах. «А что мне останется, если даже в своей жизни буду участником массовки? Если нет права на главную роль, то зачем вообще небо коптить?» Впечатлило.

Драматизируем - потому что изнутри смотрим! Потому что оставаться равнодушным может только внешний зритель (и то - редкий), а у нас нет возможности переключиться на другой фильм - и любой сюжетный поворот волнует живо.

Хотя очень многие учатся нейтрализовывать драматизацию.

Подхожу к задолженной ступеньке: давно считаю, что самыми жёсткими циниками становятся самые горячие романтики. Нормальные - уравновешенные, неторопливые, гибкие - люди нет. А чрезмерность порождает чрезмерность.

Поэтому это печальнейшее превращение: из звезды в астероид.
Но иногда обратимое, к счастью. Как обычно - диапазон колебаний.

Наблюдение не универсально, - в основном о холериках, но тоже не обо всех подряд.

Искусство для таких людей - путь преодоления цинизма.
Поэтическая форма вообще, обращение к небесной сфере, - они сами по себе немного лечат. Поэтому песня может быть циничной по сути, но всё-таки и она - хороший шаг. Тем более, что внутренний романтик-то стремится снова заговорить.

За иронией появляется глубина, на неё клюют слушатели - а сочувствие пробуждает романтизм. Поэтому-то борьба со внутренним цинизмом действительно помогает преодолеть цинизм мировой.

Михаил Башаков:

Не надо стараться переделать мир. Надо его сразу же переделывать, но - в самом себе.

И тут снова начинаются сложности на уровне практики.

Частная прополка, да, вот это вот всё самосовершенствование вечное - образование, чтение, общение с умными людьми... Это прекрасно - и, вроде как, полезно-для-человечества-вообще....

Но не выходит ли, что подход «начни с себя» там же и заканчивается? Ээ, риторический вопрос. Выходит - потому что даже поделиться до конца нельзя, ага.

Кроме того. Любой такой частный рост будет за чужой коллективный счёт - за счёт тех, кто не может его себе позволить. (А дальше - про гуманитариев, паразитирующих на достижениях технарей...)

Так что не нужно долго искать аргументы, дискредитирующие романтизм.
Ничего уязвимее.

И самый страшный и великий романтический бунт - бунт за право романтизма на существование.

романтизм, учителя, анатолий лазарев, филология, поэзия, сестрица, XIX век, антон трофимов, виктор берковский, антон шиловский, ксения кузнецова, юрий левитанский, Другие города, борзый конь как есть, 2021, синтез, XX век, дмитрий авилов, теория и практика коммуникации, печальное, простые истины, забавное, братец кролик, кино, дмитрий богданов, абсурд

Previous post Next post
Up