Локальная вешка

May 17, 2022 06:09


О вчерашнем.

Сдавала ГОСы. Дважды.

Первый раз было так: поначалу мы все - студенты - собрались в одной комнате. Однако после того, как кто-то отвечал, остальным нужно было переходить к другой комиссии - и очередь на новом месте тоже формировалась заново. В общем, очень похоже на мастерские! Тем более, что и слушали нас люди известные - дуловские квартирьеры. Правда, я-то им сдавать не имела права, так что моталась туда-сюда, скучала (в какой-то момент листала книгу, которой организаторы всего этого безобразия собирались награждать победителя; случайно нашла её по дороге между аудиториями) - и ждала независимых экзаменаторов.

Не дождалась - проснулась и поехала на факультет.



Тем, кто пришёл пораньше, и билеты выдали до официального времени начала - а нашу небольшую группу слегка помариновали в коридоре. И потом, действительно, кто-то уходил отвечать одним преподавателям (в том числе - завкафу) в закуток, а кто-то оставался с другими в общей зале.

Попался сильно не мой билет, оба вопроса мимо. Но у меня были безалаберное настроение, готовность беседовать и крайне полезная поддверно-экзаменационная консультация от умнейшего одногруппника.

Началось всё со споров о натурализме: незадолго до меня девочка отвечала - в «Степи», говорит, его черты. «Как?» - вскинулся один из преподавателей - и дальше они с коллегой пять минут спорили друг с другом, а наша братия внимала. «Если термин растягивается до бесконечности, а понимать под ним можно всё, что угодно, то он не работает». Я в общем-то согласна - тем более, что в приведённых примерах не было ничего натуралистического. Но тут важен был общий настрой. В духе правильного филологического разногласия о чём угодно можно говорить.

Однако выяснилось, что самим экзаменаторам было не так весело. Или, может, их утомили китайские студенты, отвечающие по зуму, - когда дело дошло до нас с Достоевским и, ххе, «литературными дискуссиями», они уже были молчаливы и угрюмы.

Словила мощнейшую коммуникативную неудачу - всё, как люблю!
Бывает, что говорите ровно об одном и том же, прямо и примитивно, а всё равно очевидно, что не понимаете друг друга совершенно.

Мой собеседник что-то немыслимое вкладывал в слово «поэтика», пресекая любые попытки рассказать, собственно, о ней.
Между тем абсолютно убеждена, что этот термин сложнее, шире и противоречивее, чем «натурализм», - и телепатическим путём определить его место в языковой картине мира другого человека... как минимум далеко не каждый сумеет. И как-то даже не стыдно не уметь, когда на той стороне нет содействия.

Нет, ну правда заедает, когда твои слова на глазах переиначивают, настойчиво и синонимично транслируют ту же мысль, а потом припечатывают: «Вот это нужно было отметить!», не видя в действительности, что полемики-то и не было. Я от такого впадаю в состояние яростного ступора - то ли возмущаться, то ли проглотить и смириться с ролью идиота и неуча. Всяко плохо...

- Сумбурный ответ, неструктурированный какой-то, - говорят.
- Второй-то яснее не будет: «Литературные дискуссии в периодике 1920-1930 годов. Споры о человеке, искусстве, языке, формализме, творчестве, историческом романе и др. Полемика в Комакадемии»...
- Почему - хороший вопрос! Очень конкретный!
- Ээ.. Ну да - особенно «и др.»!
- Хм, до «др.» ещё дойти надо, давайте с простого начнём.

Слушайте... Ну, может, я кругом виновата, а нужно было сразу глазки в пол и потрепетать немного для порядка... Может это даже удачная стратегия, которая облегчила бы ответ... Но почему в действительности должна так вести себя в отношении потенциально интересных собеседников?..

Рассказать что-нибудь новое учителям всегда сложно, но не невозможно ведь! И после милой - семинарского типа - беседы о натурализме думала, что тоже могу рассчитывать на полезный и любопытный разговор. Всё же были какие-то мысли, которыми хотелось поделиться, пусть и не повезло с темой...

А вышло какое-то уныние и взаимное неудовольствие от общения, да.

(Хотя ребята потом - пока мы ждали объявления результатов - почти синхронно выдохнули, что я выловила самый пакостный вопрос из всего курса. Списка не видела, но, пожалуй, верю. Правда, всё равно тянула билет последней; никого из нашего потока не спасла, а для группы сдающих в другой день их снова перемешают - и, значит, могут эти дискуссии-и-периодики достаться кому-нибудь, кому принципиальна оценка... Впрочем, может экзаменаторы и отложат его теперь в сторонку - потому что сами поругались немного на формулировку. Дескать, неясно - о советской периодике надо говорить или об эмигрантской. К тому же признали, что большой очень.)

Всех аттестовали, пожелали удачи на защите и побежали по делам.
Радоваться должна, конечно. Отрадовалась - и ещё можно будет =)

На самом деле наш выпуск - это аж три формальных проверки.
Сперва сессия после семестра, длящегося полтора месяца. Несколько зачётов, два или три экзамена - не помню уже. Два, кажется. Все только и говорят, что о дипломе и ГОСах. Соображение «Надо сделать вид, что что-то проверяем, но при этом не отвлекать» не просто витает в воздухе, а впечаталось в каждую минутку.

Затем, вот, большой выпускной экзамен по всей программе обучения. Звучит солидно, кто ж спорит-то. Но зачем он в таком виде? Тем более при условии, что в своё время каждый период уже сдавался нормальным образом?

То есть - я бы, конечно, первая всё завалила, будь он настоящим экзаменом... Но хуже проверки может быть только формальная проверка. Хотя мне-то нечего жаловаться, всё прекрасно сложилось - а ощущение, что нас надули. Столько воя было вокруг такой ерунды...

Наконец, диплом. Есть, да, отдельные люди, которые пишут его несколько лет, параллельно публикуются, ходят по конференциям и вообще образцовые студенты, ага. Их искренне прёт - но таких по пальцам пересчитать. Эпических оболтусов тоже не так много. Больше всего тех, кто плачет, колется, но доедает кактус безо всякого удовольствия и желания. И это тоже уныло. Что система приводит к такому - массово.

Вчера одногруппница рассказывала о своей работе. Она очень интересная - о мнемонических правилах в детских текстах Толстого и методиках Ушинского. «Да, и мне было очень интересно сначала, но сейчас уже нет, надоело. Надо дописать вторую главу и сдать, всё успеваю, просто грустно, что так вышло». Очевидно, что у неё получилось что-то хорошее, но едва ли оно стоит выгорания, честное слово.

И потом что - семь минут на пересказ работы от шестидесяти страниц?..

Надо, считаю я, не так делать!
Либо пишешь диплом и идёшь в магистратуру, либо - доучиваешься до лета, как все нормальные люди, и сдаёшь выпускной экзамен.

Если играться в иерархию корочек (магистерский диплом лучше бакалаврского, красный - лучше обыкновенного), то это даже и логично. Тогда для одних выпускная работа становится необходимым условием для выхода на следующий уровень обучения, а другие «подтверждают свои знания» заведённым порядком. Последняя сессия проходит в том же режиме, что и предыдущие. Наконец - по среднему арифметическому выводится итоговая оценка по основной дисциплине.

И дальше выпускники остаются либо с результатами большого экзамена - либо с дипломом. Это ведь свидетельствует всего лишь о разных интересах и склонностях. Скорее всего дорожки не будут пересекаться вообще...

Жаль, что теория остаётся теорией, но дать бой формальности можно хотя бы в частном порядке! Вот мы с научником и Вигелем (и ещё славной компанией, включая муравья, который смертельно серьёзен в любой своей работе, - а потому великое счастье, что далеко не всегда просыпается и берёт бразды правления...) жаждем прозрачности, именно так!

...Вечером, успев в промежутке наждачнуть стеллаж, выбралась к Антону Шиловскому на концерт Маши Смоловой, Иры Алфёровой и Кати Лазуткиной. Будет тайминг, там любопытно.

А так, да, день получился длинным, но разумным!
Представляю, каким он мог бы быть, - и он, и множество других, ему подчинённых, принесённых в жертву, - и страшно довольна.

Вот из Ивинского ещё красивое:

В сферу ведения истории литературы входит не только то, что было, но и то, чего не было, причём оно имеет столь же важное значение. Мы получаем «мерцающую литературу», учитывающую все возможные модели влияния одного текста на другой.

image Click to view



романтизм, учителя, мария смолова, филипп вигель, филология, ирина алфёрова, в леса в леса, ерофеевское, антон шиловский, как говорил незабвенный Кири-Куки, павел стюхин, слёты, сергей труханов, студенты, факультет, теория и практика коммуникации, о прошедшем, печальное, всякое, видео, абсурд, чехов, Дуловский, концерты, в клетке пляшет крокодил, сессия, катя лазуткина, 2022, фигорианство, спецсеминарское, забавное, странное, авторская песня

Previous post Next post
Up