О квартирнике

Apr 10, 2022 08:01


Вся эта огненно-словесная красота началась с поиска названия для вчерашнего квартирника, а дальше уже раскрутилась, как любая гуманитарная игра. Они, как известно, бывают сколь угодно дикими и графоманскими даже, но при этом вполне серьёзны.

Собственно, идея была проста (и, хе, мне-то действительно интересна) - просто взять всё «по теме» и спеть разом, не нарушая хронологии, чтобы цикличность мысли прослеживалась. Потому что, когда начала собирать  программу, обнаружила, что даааавным-давно транслировала то, что только сейчас придумала! Не понимала, стало быть.



(Да, тут самое время взглянуть скептически и упрекнуть, что не было смысла столько носиться с Лотманом и не отследить при этом банального наложения на старые тексты новых фильтров-структур, которые в действительности дают не понимание, а герменевтический ракурс.

Напомнить про селективность восприятия - и вообще отослать к какой-нибудь серьёзной литературе.

Предположить, что в нормальной концепции противоречий быть не должно, а за некоторыми из обнаруженных скрываются уже не поэтические неточности, а унылые логические ошибки.

Можно было бы всё сделать - но зачем? Зачем портить инструмент, который можно отладить до рабочего состояния - хотя бы и забавы ради!)

Но с самым строгим и взыскательным оппонентом - внутренним критиком, голос которого ужасен, - удалось договориться. Должно быть потому, что ему тоже прикольно обнаруживать непонятные штуки; их бы сперва упорядочить, а потом уже оспаривать - с чувством полного удовлетворения от проделанной работы!..

Ну и что, если эта модель кажется совершенно оторванной от реальности? Или даже - уже описана в терминах психологии, а не филологии... Всякий развлекается, как умеет.

...Список у меня, действительно, составился забавнейший: выбирать пришлось из 38 песен, связанных с «огнём» или «водой». Из них по первоначальному замыслу 23 должны были составить первое длинное отделение, а во втором «Флейтам» предстояло заполировать этот противоречивый клубок наблюдений условным «чистым искусством», хотя и репертуарные наши песни тоже раскладываются по мотивам, безусловно.

Но, кстати. До щербиновской демиуржьей радости так и не доросла, по большей части продолжаю бессовестно шаманить - и, кхм, далеко не во все строчки вкладываю тщательно отобранные смыслы. Как дышится, так и пишется - и потому возвращаться к малоосознанным образам бывает довольно любопытно. Это косвенный аргумент в защиту моих исследовательских восторгов.
И это причина, по которой приходится настороженно относиться к искусству вообще (и не надо про эффекты проекции - демиуржьи тексты не достовернее).

Однако по факту получилось следующее.

Вышел не квартирник, а мероприятие странного формата, которому ещё нужно найти подходящее имя.
Больше всего это было похоже на семинар, первая сложность которого - в отсутствии единой терминологической базы. Нельзя обращаться к необъяснённым понятиям, так что разговоры или растягиваются до бесконечности или обрываются на полуслове.

Кроме того за прошедшую неделю я глобально правила эту концепцию несколько раз и, как оказалось, пока предела не достигла. Чтобы иллюстрировать мысль, нужно видеть её во всей ясности и полноте.

Наконец, уже на месте стало понятно, что резать нужно строже - причём обе программы. Первое и второе отделение были быстро просеяны ещё раз - и дальше по ходу дела сшивались с разной степенью удачности.

А ненормированная болтовня и вовсе завела нас на творческую кухню!

...Впрочем, если можно жить внутри головы, то можно и в гости приглашать. Публичные дневники, авторская песня и даже обычное общение в разной степени именно этим и занимаются - проводят по одним помещениям (условно, тут уж кто что представляет) и запирают другие. Тут тоже много простых, но работающих образов - все эти двери, замки, Синие Бороды, Выручай-комнаты и прочее.. Оставим за скобками.

В общем-то, да, получилось что-то вроде лекций Мирзаяна или Данского. И сейчас-то кажется, что это круто! В смысле, что надо доработать формат и попробовать повторить уже разумно: с приглашением всех желающих - с их материалом, наблюдениями, вопросами, дополнениями... Если не ради установления единой истины и поиска абсолюта, то ради немыслимой движухи!

Потому что сегодня - пусть и малым, пробным составом - и случайно! - уже здорово поговорили.

Про чай - сумму огня, воды и травы - просто прекрасное! И не поспоришь.

Егор потом выдал, что вода ему кажется более внушительной силой, чем огонь. Что цунами разрушительнее пожара; что история с забором, который нужно было обливать из вёдер, чтобы не подожгли, показательна.

Что земля по сути своей ближе к воде, только терпеливее. Но, если уж её потревожить, то последствия тоже ужасают. Я-то, правда, назвала землю фоном, контекстом для огненного или водного состояния человека. Но в том-то и смысл большего количества участников, чтобы все свихнулись окончательно.

И Машка здоровское предположила: «Вода - чувствительна, а огонь эмоционален».
Он быстро прогорает - и быстро переключается на новую эмоцию. А вода копит, копит, копит - и ни один из слоёв её не отпускает - до самого перерождения в траву - или до насильственного испарения. Очень даже реагирует вода на внешние силы, тут я ошибалась.

Это мы по дороге обратно пытались ответить на вопрос о том, в чём разница между водой и травой. Первое, что нужно признать, - так как до травы я добралась не сразу, приписала воде часть травяных признаков. Тогда, действительно, надо распутываться.

И, если плясать от реальности, то на помощь в который раз приходит Козьма Петрович!

Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.

Брошенный импульс уже давно утонул, но круги по поверхности могут расходиться долго. Причём отдельные волны добегут очень далеко.

А трава может покачнуться под ветром - но, едва он пройдёт, как она снова успокоится. Примятая трава за несколько часов поднимается обратно. Она целиком и полностью принадлежит окружающей действительности - и воспринимает её спокойно и открыто.

Вода - из-под себя, из глубины актуальных наблюдений. Так что я по-прежнему оставляю за водой замкнутость, отстранение, немоту, рассудочное начало. И по-прежнему говорю, что это необходимая фаза для обработки полученных прежде данных. Но она не так безмятежна, как представлялось. Она обладает границами - и болезненно реагирует на их нарушение. Может быть спокойной, но может лишь казаться такой.

Трава всегда спокойна, это да. Она целостнее, хотя и не имеет конкретных границ. Тихая и светлая. Фаза травы - награда за огненные метания и водные переосмысления. Все открытия, случайные удачи, сказки и чудесные совпадения принадлежат траве. И, поскольку только она хранит память как огня, так и воды, она может сознательно сближаться с ними обоими.

Если память огня заточена на мелочи окружающей среды, а память воды глубока, но эгоцентрична, то память травы объединяет их опыт. При этом трава готова и вовсе отказаться от памяти, потому что живёт настоящим, верит в судьбу и постоянно находит что-то новое, не нуждаясь в прошлом.

Кстати, да! Если совсем просто: огонь нацелен на будущее, вода - на прошлое, трава - на настоящее. Вот она, ось состояний.

(Тут ещё вспомнилось, что на обиженных воду возят!)

Безвременье - удел змей. Вода может ненадолго терять связь со временем, потому что оно для неё бесконечно замедляется, меняет направление, переплетается. Огонь, очевидно, опережает время. Змея - сознательно отрекается от него, потому что уже взяла всё, что хотела.
Змея мудра, равнодушна, устала и действительно знает о мире всё. Он больше её не привлекает.

Люди, перерождаясь в змей, обретают спокойствие другого характера, где нет никаких смен фаз, импульсов и прозрений - только абсолютное знание, выход за пределы жизни в бессмертие Мёбиуса.

Нужен ли образ птицы - человека, отказавшегося от земного в пользу одного только неба, воздуха, искусства?

Я не знаю, есть ли такие. Что им делать - в отрыве от других людей, с которыми нельзя поделиться? Искусство заставляет себя обсуждать!

Пока что кажется, что «птиц» как таковых нет - как раз-таки потому, что расчеловечивание работает иначе. Но это открытый вопрос =)

...Благодаря Жене можно посмотреть на то, что у нас вышло. К сожалению, хронометрировать эту запись не выйдет, зато вот разумный список прозвучавшего со всеми явками-паролями.

2014-2016
Забытая колыбельная

2016
О чём поёт твоя душа?
Человек (октябрь) *

Флейты
Кузнечик, или Грустная колыбельная (ст. Николая Свиридова, муз. Ирины Алфёровой) **

2016
Костёр (май) *

2017
О Правде (январь)

Флейты
Бык (ст. Анны Книпер-Тимирёвой, муз. Александра Дулова) ***

2018
Корабли (апрель)

Флейты
Речная нота (ст. Николая Тряпкина)
Душа и море (ст. Алексея Толстого)

2019
Бегство из Египта (февраль)
Музыка (апрель)
Прометей (сентябрь)

Флейты
Ювенильный романс (ст. Виталия Калашникова, муз. Сергея Батуева)

2021
Мизантропическое (ст. Дмитрия Коломенского; декабрь)

Флейты
Хозяйка Медной горы (ст. Татьяны Сырищевой, муз. Александра Дулова)

2022
Чаша Пилата (по стихам Бориса Поплавского; март)
Танечкина песня (март)

2021
Покуда небо (ст. Ивана Клинового; октябрь)

Флейты
Озеро (ст. Афанасия Фёта)
Айрин (ст. Алексея Суркова, муз. Александра Дулова)

* Невнимательная - вовсе даже октябрь 2016. На Карете её пела.
И теперь только поняла, что меня сбило: в тетрадке все эти старые песни были записаны не по порядку, а внимания вспомнить, что май в году раньше октября, не хватило... Тут перестановка, получается: сперва-то был «Костёр», а потом уже «Человек». (И на самом деле для слушателей не так важно, как именно чередовались фазы - достаточно и того, что они чередуются, а дальше кому что нужно, тот то и берёт. Но всё равно надо было аккуратнее с датами).
Причём, да, в «Человеке» очевидным образом осуждается огонь, песня с позиций воды.

А вот «Костёр» - наследие фазы травы. О природе вещей в большей степени, чем о необходимости сохранять огонь. (Хотя понятно, что сохранять огонь - в природе вещей!)

Собственно, с травой очень просто - если в тексте есть синтез, абстрагирование, позиция над, со стороны, без сильной эмоции, то это гарантированно она, независимо от преобладающих образов и названий. Остальные состояния просто не умеют, не склонны к обобщениям.

Но, да, в момент написания песни мы невольно приходим к состоянию огня. Попытка выразить открытое выкидывает на новый круг.

** «Мы её радостно утащили в репертуар» - и продолжаем исправно лажать... В этот раз совсем эпично. Но она всё равно бесконечно прекрасна.

*** побились помехами, эээх

Наблюдение. Огненные песни музыкально беднее. Что логично: слов много, качели работают. Многословнее - и быстрее по темпу.

Предположение. К фазе травы нельзя пройти, миновав воду после огня. Но при этом не всякая вода превращается в траву. Во-первых, можно вылететь в смятённое и потерянное состояние разлада. Во-вторых, можно вскипеть в сторону огня.
Вода - связующее звено. Граница, хе...

Вообще-то действительно интересно было бы привлечь разный материал - и устроить настоящий семинар!

UPD: Не могу не! Обнаружила, что «Корабли» и «Музыка» написаны в один день, хотя с разницей в год. Сегодня как раз, 10 числа.
Это тем смешнее, что случайно пела их в такой связке на Одуванчике в 2019 году, где познакомилась с ДмитрийЭвадиевичем, схлопотала жанровое определение «неофолк» (его, правда, кто-то другой выдал, кажется) и порцию удивляющих замечаний - и не попала в программу.
Для Вакансий это был первый фестиваль и первая мастерская. Пели каравановского «Иеронима» и «Амстердам» дуловский. Со вторым нас даже пропустили дальше, но как-то так вышло, что мы сами соскочили.

Интересные такие маршруты... Через несколько лет Маша Жданова скажет нам, что знала уже коллектив с таким названием - и тогда-то вместе поднимем эту полузабытую историю. Заодно поймём, что упустили шанс услышать ранний ШаР. Забавные вещи иногда привязываются к песням...

Да, условный антисусликово-вакансиано-флейтовский юбилей надо тут же зафиксировать, а то потом забудется!

Так что двойное спасибо Лёше и Жене за организацию и сохранение вчерашнего вечера! И правда - вышло празднование в духе нас с вечными опозданиями и распараллеливаниями.

Здорово всё.

UPD-2: Между тем в альтернативных источниках появление «Большого вопроса» зафиксировано вовсе даже в декабре 2012, а не весной. Ещё полгода до десятилетия, значит! Хммм. Зато не пропустили!

романтизм, песни, юнкер шмидт, филология, поэзия, ирина алфёрова, праздник, борис поплавский, николай тряпкин, 2014, женя шеянов, александр щербина, 2018, трио ШаР, Мосгор, Зелёная Карета, глубь веков, квартирники, ансамбли, 2021, Флейты адмирала Шишкова, Есть Вакансии!, теория и практика коммуникации, о прошедшем, простые истины, братец кролик, лёша богданов, 2012, вспомнилось тут, григорий данской, маша жданова, виктор луферов, сестрица, цыфиркин, ссылки, концерты, дмитрий коломенский, развлечения, 2022, алексей константинович, Антисуслики, 2017, 2016, александр мирзаян, забавное, странное, даша злыднева, андрей копёнкин, авторская песня, 2019, музыка, архивы, Одуванчик

Previous post Next post
Up