Вся эта огненно-словесная красота началась с поиска названия для вчерашнего квартирника, а дальше уже раскрутилась, как любая гуманитарная игра. Они, как известно, бывают сколь угодно дикими и графоманскими даже, но при этом вполне серьёзны.
Собственно, идея была проста (и, хе, мне-то действительно интересна) - просто взять всё «по теме» и спеть разом, не нарушая хронологии, чтобы цикличность мысли прослеживалась. Потому что, когда начала собирать программу, обнаружила, что даааавным-давно транслировала то, что только сейчас придумала! Не понимала, стало быть.
(Да, тут самое время взглянуть скептически и упрекнуть, что не было смысла столько носиться с Лотманом и не отследить при этом банального наложения на старые тексты новых фильтров-структур, которые в действительности дают не понимание, а герменевтический ракурс.
Напомнить про селективность восприятия - и вообще отослать к какой-нибудь серьёзной литературе.
Предположить, что в нормальной концепции противоречий быть не должно, а за некоторыми из обнаруженных скрываются уже не поэтические неточности, а унылые логические ошибки.
Можно было бы всё сделать - но зачем? Зачем портить инструмент, который можно отладить до рабочего состояния - хотя бы и забавы ради!)
Но с самым строгим и взыскательным оппонентом - внутренним критиком, голос которого ужасен, - удалось договориться. Должно быть потому, что ему тоже прикольно обнаруживать непонятные штуки; их бы сперва упорядочить, а потом уже оспаривать - с чувством полного удовлетворения от проделанной работы!..
Ну и что, если эта модель кажется совершенно оторванной от реальности? Или даже - уже описана в терминах психологии, а не филологии... Всякий развлекается, как умеет.
...Список у меня, действительно, составился забавнейший: выбирать пришлось из 38 песен, связанных с «огнём» или «водой». Из них по первоначальному замыслу 23 должны были составить первое длинное отделение, а во втором «Флейтам» предстояло заполировать этот противоречивый клубок наблюдений условным «чистым искусством», хотя и репертуарные наши песни тоже раскладываются по мотивам, безусловно.
Но, кстати. До щербиновской демиуржьей радости так и не доросла, по большей части продолжаю бессовестно шаманить - и, кхм, далеко не во все строчки вкладываю тщательно отобранные смыслы. Как дышится, так и пишется - и потому возвращаться к малоосознанным образам бывает довольно любопытно. Это косвенный аргумент в защиту моих исследовательских восторгов.
И это причина, по которой приходится настороженно относиться к искусству вообще (и не надо про эффекты проекции - демиуржьи тексты не достовернее).
Однако по факту получилось следующее.
Вышел не квартирник, а мероприятие странного формата, которому ещё нужно найти подходящее имя.
Больше всего это было похоже на семинар, первая сложность которого - в отсутствии единой терминологической базы. Нельзя обращаться к необъяснённым понятиям, так что разговоры или растягиваются до бесконечности или обрываются на полуслове.
Кроме того за прошедшую неделю я глобально правила эту концепцию несколько раз и, как оказалось, пока предела не достигла. Чтобы иллюстрировать мысль, нужно видеть её во всей ясности и полноте.
Наконец, уже на месте стало понятно, что резать нужно строже - причём обе программы. Первое и второе отделение были быстро просеяны ещё раз - и дальше по ходу дела сшивались с разной степенью удачности.
А ненормированная болтовня и вовсе завела нас на творческую кухню!
...Впрочем, если можно жить внутри головы, то можно и в гости приглашать. Публичные дневники, авторская песня и даже обычное общение в разной степени именно этим и занимаются - проводят по одним помещениям (условно, тут уж кто что представляет) и запирают другие. Тут тоже много простых, но работающих образов - все эти двери, замки, Синие Бороды, Выручай-комнаты и прочее.. Оставим за скобками.
В общем-то, да, получилось что-то вроде лекций Мирзаяна или Данского. И сейчас-то кажется, что это круто! В смысле, что надо доработать формат и попробовать повторить уже разумно: с приглашением всех желающих - с их материалом, наблюдениями, вопросами, дополнениями... Если не ради установления единой истины и поиска абсолюта, то ради немыслимой движухи!
Потому что сегодня - пусть и малым, пробным составом - и случайно! - уже здорово поговорили.
Про чай - сумму огня, воды и травы - просто прекрасное! И не поспоришь.
Егор потом выдал, что вода ему кажется более внушительной силой, чем огонь. Что цунами разрушительнее пожара; что история с забором, который нужно было обливать из вёдер, чтобы не подожгли, показательна.
Что земля по сути своей ближе к воде, только терпеливее. Но, если уж её потревожить, то последствия тоже ужасают. Я-то, правда, назвала землю фоном, контекстом для огненного или водного состояния человека. Но в том-то и смысл большего количества участников, чтобы все свихнулись окончательно.
И Машка здоровское предположила: «Вода - чувствительна, а огонь эмоционален».
Он быстро прогорает - и быстро переключается на новую эмоцию. А вода копит, копит, копит - и ни один из слоёв её не отпускает - до самого перерождения в траву - или до насильственного испарения. Очень даже реагирует вода на внешние силы, тут я ошибалась.
Это мы по дороге обратно пытались ответить на вопрос о том, в чём разница между водой и травой. Первое, что нужно признать, - так как до травы я добралась не сразу, приписала воде часть травяных признаков. Тогда, действительно, надо распутываться.
И, если плясать от реальности, то на помощь в который раз приходит Козьма Петрович!
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.
Брошенный импульс уже давно утонул, но круги по поверхности могут расходиться долго. Причём отдельные волны добегут очень далеко.
А трава может покачнуться под ветром - но, едва он пройдёт, как она снова успокоится. Примятая трава за несколько часов поднимается обратно. Она целиком и полностью принадлежит окружающей действительности - и воспринимает её спокойно и открыто.
Вода - из-под себя, из глубины актуальных наблюдений. Так что я по-прежнему оставляю за водой замкнутость, отстранение, немоту, рассудочное начало. И по-прежнему говорю, что это необходимая фаза для обработки полученных прежде данных. Но она не так безмятежна, как представлялось. Она обладает границами - и болезненно реагирует на их нарушение. Может быть спокойной, но может лишь казаться такой.
Трава всегда спокойна, это да. Она целостнее, хотя и не имеет конкретных границ. Тихая и светлая. Фаза травы - награда за огненные метания и водные переосмысления. Все открытия, случайные удачи, сказки и чудесные совпадения принадлежат траве. И, поскольку только она хранит память как огня, так и воды, она может сознательно сближаться с ними обоими.
Если память огня заточена на мелочи окружающей среды, а память воды глубока, но эгоцентрична, то память травы объединяет их опыт. При этом трава готова и вовсе отказаться от памяти, потому что живёт настоящим, верит в судьбу и постоянно находит что-то новое, не нуждаясь в прошлом.
Кстати, да! Если совсем просто: огонь нацелен на будущее, вода - на прошлое, трава - на настоящее. Вот она, ось состояний.
(Тут ещё вспомнилось, что на обиженных воду возят!)
Безвременье - удел змей. Вода может ненадолго терять связь со временем, потому что оно для неё бесконечно замедляется, меняет направление, переплетается. Огонь, очевидно, опережает время. Змея - сознательно отрекается от него, потому что уже взяла всё, что хотела.
Змея мудра, равнодушна, устала и действительно знает о мире всё. Он больше её не привлекает.
Люди, перерождаясь в змей, обретают спокойствие другого характера, где нет никаких смен фаз, импульсов и прозрений - только абсолютное знание, выход за пределы жизни в бессмертие Мёбиуса.
Нужен ли образ птицы - человека, отказавшегося от земного в пользу одного только неба, воздуха, искусства?
Я не знаю, есть ли такие. Что им делать - в отрыве от других людей, с которыми нельзя поделиться? Искусство заставляет себя обсуждать!
Пока что кажется, что «птиц» как таковых нет - как раз-таки потому, что расчеловечивание работает иначе. Но это открытый вопрос =)
...Благодаря Жене можно
посмотреть на то, что у нас вышло. К сожалению, хронометрировать эту запись не выйдет, зато вот разумный список прозвучавшего со всеми явками-паролями.
2014-2016
Забытая колыбельная
2016
О чём поёт твоя душа?
Человек (октябрь) *
Флейты
Кузнечик, или Грустная колыбельная (ст. Николая Свиридова, муз. Ирины Алфёровой) **
2016
Костёр (май) *
2017
О Правде (январь)
Флейты
Бык (ст. Анны Книпер-Тимирёвой, муз. Александра Дулова) ***
2018
Корабли (апрель)
Флейты
Речная нота (ст. Николая Тряпкина)
Душа и море (ст. Алексея Толстого)
2019
Бегство из Египта (февраль)
Музыка (апрель)
Прометей (сентябрь)
Флейты
Ювенильный романс (ст. Виталия Калашникова, муз. Сергея Батуева)
2021
Мизантропическое (ст. Дмитрия Коломенского; декабрь)
Флейты
Хозяйка Медной горы (ст. Татьяны Сырищевой, муз. Александра Дулова)
2022
Чаша Пилата (по стихам Бориса Поплавского; март)
Танечкина песня (март)
2021
Покуда небо (ст. Ивана Клинового; октябрь)
Флейты
Озеро (ст. Афанасия Фёта)
Айрин (ст. Алексея Суркова, муз. Александра Дулова)
* Невнимательная - вовсе даже октябрь 2016. На Карете её пела.
И теперь только поняла, что меня сбило: в тетрадке все эти старые песни были записаны не по порядку, а внимания вспомнить, что май в году раньше октября, не хватило... Тут перестановка, получается: сперва-то был «Костёр», а потом уже «Человек». (И на самом деле для слушателей не так важно, как именно чередовались фазы - достаточно и того, что они чередуются, а дальше кому что нужно, тот то и берёт. Но всё равно надо было аккуратнее с датами).
Причём, да, в «Человеке» очевидным образом осуждается огонь, песня с позиций воды.
А вот «Костёр» - наследие фазы травы. О природе вещей в большей степени, чем о необходимости сохранять огонь. (Хотя понятно, что сохранять огонь - в природе вещей!)
Собственно, с травой очень просто - если в тексте есть синтез, абстрагирование, позиция над, со стороны, без сильной эмоции, то это гарантированно она, независимо от преобладающих образов и названий. Остальные состояния просто не умеют, не склонны к обобщениям.
Но, да, в момент написания песни мы невольно приходим к состоянию огня. Попытка выразить открытое выкидывает на новый круг.
** «Мы её радостно утащили в репертуар» - и продолжаем исправно лажать... В этот раз совсем эпично. Но она всё равно
бесконечно прекрасна.
*** побились помехами, эээх
Наблюдение. Огненные песни музыкально беднее. Что логично: слов много, качели работают. Многословнее - и быстрее по темпу.
Предположение. К фазе травы нельзя пройти, миновав воду после огня. Но при этом не всякая вода превращается в траву. Во-первых, можно вылететь в смятённое и потерянное состояние разлада. Во-вторых, можно вскипеть в сторону огня.
Вода - связующее звено. Граница, хе...
Вообще-то действительно интересно было бы привлечь разный материал - и устроить настоящий семинар!
UPD: Не могу не! Обнаружила, что «Корабли» и «Музыка» написаны в один день, хотя с разницей в год. Сегодня как раз, 10 числа.
Это тем смешнее, что случайно пела их в такой связке на Одуванчике в 2019 году, где познакомилась с ДмитрийЭвадиевичем, схлопотала жанровое определение «неофолк» (его, правда, кто-то другой выдал, кажется) и порцию удивляющих замечаний - и не попала в программу.
Для Вакансий это был первый фестиваль и первая мастерская. Пели каравановского «Иеронима» и «Амстердам» дуловский. Со вторым нас даже пропустили дальше, но как-то так вышло, что мы сами соскочили.
Интересные такие маршруты... Через несколько лет Маша Жданова скажет нам, что знала уже коллектив с таким названием - и тогда-то вместе поднимем эту полузабытую историю. Заодно поймём, что упустили шанс услышать ранний ШаР. Забавные вещи иногда привязываются к песням...
Да, условный антисусликово-вакансиано-флейтовский юбилей надо тут же зафиксировать, а то потом забудется!
Так что двойное спасибо Лёше и Жене за организацию и сохранение вчерашнего вечера! И правда - вышло празднование в духе нас с вечными опозданиями и распараллеливаниями.
Здорово всё.
UPD-2: Между тем в альтернативных источниках появление «Большого вопроса» зафиксировано вовсе даже в декабре 2012, а не весной. Ещё полгода до десятилетия, значит! Хммм. Зато не пропустили!