Вневременное - и преходящее

Mar 09, 2022 07:19


Поймала сейчас странное ощущение, что факультет не меняется: нашла старое филологическое сообщество, а там обсуждаются всё те же преподаватели, те же предметы и проблемы. И люди, давно ставшие другими, так мучительно похожи на сегодняшних ровесников...



Побрела по давно заброшенным журналам, по чужим жизням. И снова странность - все, конечно, разные, но и похожи очень - слогом, настроением, сюжетами, местом в мире. Одни пишут, что занимаются любимым делом, другие - что наконец уволились, третьи - что не представляют будущего. Кто-то ностальгирует по студенческим годам, кто-то засыпает цитатами и наблюдениями. Но и у тех, и у других прослеживается что-то общее, та самая условная филологическая печать.

Давно известно, что ЖЖ - кладезь, хотя некоторые вещи каждым переоткрываются заново, что усложняет систематизацию абсолютного знания. Но я всё же совершенно серьёзно думаю, что эта наша ваша платформа и для учёбы тоже подходит. Просто сложно всякий раз удержаться и не переключать внимание с объекта исследования на самого исследователя.

...Перед зарубежкой два года назад читала «Портрет художника в юности». В какой-то момент бросила - когда дошла до размышлений Стивена о смерти, Страшном суде, воздаянии.

Там было что-то потрясающее - сейчас не могу понять, что именно, не нахожу этих строк, но тогда стало невыносимо смешно готовиться к экзамену, относиться к тексту просто как к материалу для сдачи. Так глупо трепетать перед нашим грозным Толмачёвым, когда книга поднимает и над ним, и над идеей проверки, и над житейскими мелочами!

Наворачивала круги по квартире, претворяя рассудочную потенциальную энергию в деятельную кинетическую, чтобы стравить восторги и вернуться к ясному уму. В итоге отложила Джойса до лучших времён - он был слишком прекрасен.

«Улисс» вот не прельщает совершенно. Раньше казалось, что это культовая книга, обязательный код. Но с тех пор, как открыла, с трудом представляю, что её читают по собственной воле.

Но я о другом. Что-то не очень понимаю, как из состояния читателя с его свободными ассоциациями и личными, ага, внетекстовыми структурами переходить в зависимое состояние студента. Хотела сказать «по-прежнему не понимаю», но, кажется, это ощущение новое. Или по крайней мере оно усугубилось со временем, а не наоборот. Из театра великолепного Стоппарда невозможно рухнуть в зуууууум и прочую рутину. Не для того Маркес пишет «Сто лет одиночества», чтобы мы, запинаясь, пересказывали историю рода Буэндиа. Треплем великие имена впустую - зачем?

Настроение потерянное.
С одной стороны я сейчас окружена этой самой зарубежкой - и список её всё так же широк и обилен, хотя уже ничего не лезет. Ну, правда, сколько можно-то? Свободу попугаям - хочу медленного чтения, качественного погружения в достойные тексты и чтобы никаких дедлайнов и указок над головой! Неужели это много?..

С другой - думаю об этих выпускницах, на чьи материалы сегодня наткнулась. Как у них жизнь сложилась... Как всё-таки интересны судьбы других людей - и вообще люди! И, правда, как мы все глубинно похожи. И всё, что нас отличает, - наносное, несущественное, но именно оно и разъединяет. Уж, казалось бы, тянемся к уму, взвешенности, справедливости, а в итоге идём на поводу у природы. Фантастические!

Ну и о эпистолярной магии. Завораживает... Воспоминания, литературные портреты, публичные дневники, заметки на полях - весь этот театр... Даже если «искренность» создаётся искусственно, всё равно невольно веришь человеку, прячущемуся в строчках, проникаешься его образом мыслей, начинаешь сочувствовать, почти что готов распахивать все мыслимые и немыслимые окна Овертона. Обсуждали недавно, что в этом и есть проблема современного общества. Сами сглаживаем представления о добре и зле, а потом страдаем без ориентиров.

Потом - хочется промотать время, быстрее разрешить неразрешённое, войти в новый темп жизни. Были два дня безделья, теперь опять началась учебная неделя, разобраться бы и с ней, и с прочими планами. Дотянуть до воскресенья, чтобы с понедельника распределить время разумнее...
А я ведь мечтала, что буду учиться в этом семестре! И даже в первую неделю ни одной пары не пропустила - сама в изумлении.
Почему-то казалось, что смогу от всего и ото всех отгородиться усилием воли, закопаться с головой в лекции и жить радостно. Нет, не смогу. Мои лекторы прекрасны, всё это невероятно увлекательно и, кроме всего, страшно приятно не быть отстающей... Но за пределы академического вакуума влечёт неумолимо - и никакой воли противиться этому у меня, оказывается, нет. Подо что-то другое она заточена.

Должно быть, уже делилась, но и повторить не жаль.
«Университет, - сказала однажды семинаристка, - это умственный монастырь. В нём царит закрытая и безопасная, но по-своему тлетворная атмосфера».
Тогда поразило, насколько она честна с нами.

Многие знакомые, прежде со смехом открещивающиеся от перспективы продолжать обучение, неведомым для себя образом попали в магистратуру. По инерции, потому что так проще всего. Потому что мир в стенах факультета и мир за его пределами почти не пересекаются. И если в первом ещё можно как-то устроиться, даже вполне удачно можно, то во втором нужно бороться за выживание, а сам по себе кому ты там нужен - как специалист, да и как человек тоже. Про иногородних я вообще молчу, у них ещё остро встаёт вопрос общежития...

Цена вопроса - в любви (=способности) к научной деятельности. А я и диплом-то писать страшно не хочу, плодить профанацию. И, иногда убегая в родные филологические стены от раздражающей действительности, всё же во внешнем мире провожу больше времени - так что как послушница неблагонадёжна х)

В какой-нибудь другой жизни была бы вечным студентом. Чтобы, да, и магистратура, и аспирантура, и второе-третье-десятое высшее; одно сплошное самосовершенствование, уважение профессоров и никаких когнитивных диссонансов!

В этой остаётся маргинальничать. Ведь, по большому счёту, внешний мир, который так привлекает, - всё та же фикция, просто другой пространственный карман, ясно очерченный круг родных людей, мест и песен - а за его пределами снова мрак, суета и бессилие. Чтобы не раствориться в них, нужно оберегать свою территорию, наблюдать за границами, отслеживать проникающий хаос, полоть баобабы. Всё это требует времени и сил.

В общем, обидно мне следующее: что многих героев той самой пресловутой зарубежки я понимаю прекрасно, но это не помешает преподавательнице быть недовольной моим уровнем подготовки. А как тут готовиться, когда так всё близко и убедительно, что любая реплика актуализирует собственный опыт?

Ну да, опять хожу кругами и плачусь =)
Совестно, честное слово. Уповаю только на то, что осталось недолго.
Надоели просто все эти игры, проверки, оценки... Удивительно, что у педагогов есть на них силы. Формальности жеж...

P.S. Как им всем вдруг приглянулся Гамлет! Когда отмечаешь его в одном-двух произведениях, думаешь: «О, прикольненько! Мог бы быть интересный вопрос на экзамене». Потом он упоминается ещё в десяти, и интересный вопрос перестаёт быть интересным, а новые итерации уже не радуют, приевшись =(

UPD:

Строки для Валентины

«Наша цель, - сказала она, - немного
Развлечь утомленного Бога. Богу
Претит повторенье одних и тех же
Молитв. Рутина его не тешит».

Она была русской, мой друг рисковый,
И верила истово в силу слова -
Способного, как рычаг архимедов
Придвинуть землю поближе к небу.

Стихи сильнее молитвы, ибо
Они обновляют молитвы либо
Творят их заново. Бог желает
Стихов, чтоб музыка их живая
Давала ритм и слова могли бы
Плясать, как под пенье Орфея глыбы.

«И в самые трудные дни России, -
Она продолжала, - не обессиля,
Звучала в мертвящей тени кумира
Завещанная Пушкиным лира.
Она звенела еще свободней
Во мраке сталинской преисподней,
Где правду, как Эвридику, скрывали
Подальше от света, в глухом подвале.
Но ямбы пеньем своим петушьим
От сна пробудили русские души!»

Признаюсь, внимая пафоса полным
Речам Валентины, я вдруг припомнил
Оглядку Орфея - и впал в сомненье:
И вправду ль способно стихотворенье
Или даже избранное в одном томе
Спасти кого-то? Кукольный домик -
Вот что поэзия. Фрост недаром
Сравнил ее с «настоящим домом»,
Игрушечные разбранив забавы.

А, может быть, все же поэты правы -
И сам Всевышний игру одобрил?

У старого сплетника Джона Обри
В «Жизнеописаниях» говорится,
Шекспир был смолоду сын мясницкий,
И когда его звали забить теленка,
Он рубил лишь воздух руками, звонко
Декламируя монолог перед казнью…
И Господь проникся к нему приязнью:
«Наконец-то слышу дивные речи!
Подарю-ка поэту на память - вечность».

Шеймас Хини.
Пока не выяснила, чей это перевод, но ритмика потрясающая!

UPD-2:
Наша Александра Юрьевна прекрасна. И вообще особым чувством проникаешься к преподавателям, которые ведут тебя несколько лет и действительно помнят: «Я не думаю, что это Ваш балл - вернее, я думаю, что это не Ваш балл, - но ставлю тройку и отпускаю с миром!»

После вопроса про авангард, модернизм и манифесты (ничего не стоило повторить, но такая скука - и я надеялась, что больше они не попадутся!), в котором плавала похлеще интернет-связи, рада страшно. Да что там - вообще рада. Конечно, лучше было бы попасть на два идеальных вопроса, получить пять и удивляться потом до скончания века, но, раз уж не так, то главное отмучиться - и выдохнуть наконец.

Второй вопрос начался страшно: «Читали ли вы роман...»
«Всё, - думаю, - пропала». Что-то читала фрагментами, что-то начала, что-то сразу показалось неподъёмным... Собиралась выезжать на лирике и драме.
Но она спросила про Маркеса! Про любимого моего Маркеса, страшно родного - потому что «Сто лет» вместе с «Полковником» были мне подсунуты в одиннадцать. (Года два назад я их перечитала из ностальгических чувств - и с большим изумлением. «Ведьмака», понимаете ли, тогда же отняли из соображений недетскости!)

Э, то есть всех подробностей (и имён, имён, бесконечных имён) не вспомнила бы, но преподавательница увидела, как я безмерно воодушевилась, задала два-три вопроса по самым ярким сценам и один на подумать - и сказала, что со мной ей всё понятно.

Нет, мне просто смешно, что попался Маркес, всуе помянутый накануне))

Вообще-то, это одна из действенных методик: перед экзаменом непременно надо кому-нибудь начать что-нибудь рассказывать, объяснять. Тогда эта тема так или иначе всплывёт и пригодится уже тебе самому. Неоднократно работало - но сегодня сложилось случайно.

Свободна, свободна, свободна!
От сессии по крайней мере!

Сегодня - ликовать!

UPD-3!

Ютуб принёс только что:

image Click to view



Переубедить меня пытается, хе.
Но я и не спорю, что место «Улисса» в мировой литературе уникально, что он зверски умный и ваще энциклопедия-дублинской-жизни. Просто явно не с него начну читать список литературы, когда будет возможность делать это для души.

учителя, филология, поэзия, шекспир, праздник, ерофеевское, зарубежная литература, маркес, сессия, 2022, студенты, 2020, факультет, зерно для петуха, печальное, забавное, видео, Университет, 2019, вспомнилось тут, абсурд

Previous post Next post
Up