Поток сознания и немного теоретических выкладок, надо уложить в голове реальные аспекты интересной в принципе профессии.
Глава 2. Обязанности литературного редактора
Работа по теме: Газетные новости. Глава: Глава 2. Обязанности литературного редактора. ВУЗ: МПГУ
studfiles.net
Здесь больше о газетах, но всё равно много полезного. По вопросам правки, например:
«На самом деле редактор должен просто решить, пойдет ли материал в таком виде или необходимо что-то подправить.
Репортаж можно написать многими способами. Если послать десяток репортеров на одно задание, они принесут десять разных репортажей, только факты будут одинаковыми. Редактор никогда не должен забывать о том, что об одном и том же можно написать по-разному, и соответственно вносить правку. Редактор должен уважать авторскую манеру выражать свои мысли, если эти мысли выражены ясно и грамматически правильно. Правку следует вносить только в том случае, если редактор уверен, что благодаря ей материал станет лучше.»
Да, но к последнему предложению - опять-таки тут речь про газеты и статьи, авторство которых не настолько важно (да простят меня репортёры!). Думаю, применительно к художественной литературе верно первое высказывание: определить, если ли необходимость правки.
А вообще эта глава целой большой книги мне прям очень понравилась. Тут и про «зуд карандаша» и про мнимую войну авторов и редакторов, а потом - про заголовки, студентов журфака, стили... Однозначно надо заложить: Коппероуд Р., Нельсон Р. П. Как преподносить новости. М.: Национальный институт прессы, издательство «Виоланта», 1998
Работа редактора над содержанием литературного произведения
Любое литературное произведение, даже самое маленькое, включает разнородные элементы и является сложным по составу. Чтобы изучить произведение, нужно разобраться в его содержании, т. е. выявить все его элементы, провести их
students-library.com
Вот очень мутный текст. Ему бы как раз категоричного редактора, который сказал бы: «Переписать внятным языком». Вот подтверждение важной мысли из предыдущей статьи (очевидная, но всё равно подчеркну), что редактор - последняя преграда между автором и читателям. Первая задача редактора: сделать книгу приятной и понятной для читателя. О, то есть в прямом смысле это работа для людей!
«Перед редактором, с одной стороны, стоит задача систематизировать фактический материал, для того чтобы затем проанализировать каждую группу фактов, с другой - решение этой задачи само по себе возможно только на основе глубокого анализа, так как для определения содержательной значимости фактов их нужно рассмотреть с точки зрения роли и места в данном фрагменте и в произведении в целом.
Задача редактора - выявить все содержательные элементы произведения и осмыслить фактический материал в формально упорядоченном виде.»
Обзор профессии редактор: кто это такой и как им стать
Сегодня мы рассказываем об особенностях профессии редактор. Вы узнаете, кто это такой, что он делает, что входит в обязанности и сколько он зарабатывает
iklife.ru
Из любимого разряда «про всё и сразу».
Однако про литературного редактора тут сказано следующее: отвечает за художественную составляющую текста, выразительность речи... Звучит подозрительтельно. За конечный результат - да, за поиск автора - да, работу с ним - тоже, конечно. Но конкретно на выразительность речи редактор не должен влиять. Если верить первым двум ссылкам и внутренним ощущениям)
«Редакторская деятельность - нелёгкий творческий процесс и просто так, как говорится «с улицы», на эту должность не попадёшь, нужно иметь определённые навыки и уметь выполнять определённые обязанности.»
При этом чуть ниже в статье приведены универсальные качества для любого специалиста и дан совет «не унывайте, всё получится», ведь главное «любить то, чем занимаешься». Ну да ладно, всё равно статья неплохая в общем и целом.
ᐅ Что делает редактор журнала, книг, издательства? | Что должен знать и уметь редактор?
⟲⟳Редакторы делают разную работу, но мы нашли 12 основных пунктов, что делает редактор и 256 отзывов самих редакторов. Смотри подробности. Теперь знаешь и ты. Действуй! ⟲⟳
medcollege5.ru
Ура, вот и ясность! Литературный редактор работает только с текстом, технический - с обложками, оформлением, вёрсткой. И то, и другое контролирует главный редактор.
«Литературный редактор существляет редакцию (удивительно!) языков книг и статей. Он исправляет языковые ошибки, следя за используя термины языка и средства. Также, он должен убедиться в правдивости приведенных фактов и, где нужно, добавить сноски.»
Или вот ещё пассаж:
«Обязанности такого специалиста - не просто редактировать, но и полностью менять текст, если тому есть причины.»
Начинаешь думать, что штудировать теорию бессмысленно и в конечном итоге обязанности и требования зависят исключительно от того издательства, где ты мог бы работать.
Кстати, в процессах штудировние и про «наборщика текста» почитала. Несколько лет назад пришла в восторг от этой профессии, но это правда мрак похлеще фольклора.
Вся правда о работе "Наборщик текста"
Расскажу что скрывают за собой объявления о работе "наборщик текста"
zarabotaydengi.com
Ещё немного о подводных камнях - посмотрим на работу редактора глазами другой стороны:
«Редакторы в издательствах работают странно. Некоторые читают долго и шлют правки частями, некоторые читают быстро, шлют весь текст и требуют утверждения в течение двух-трёх дней. Некоторые работают на совесть и подбирают ляпы, а некоторые пробегутся мельком, поправят что-то «лишь бы поправить», и текст публикуется практически в первозданно-черновом виде.»
Книга за счет издательства: подводные камни
В настоящее время выпустить книгу за счет издательства сложно, но реально, особенно если вы пишете в популярном жанре и в конкретную издательскую серию
school-of-inspiration.ru
Да, но теперь-то всё понятно. Редактор-таки вносит правки, потом автор их комментирует и всё по кругу до удовлетворительного результата. А ещё хороший редактор «всегда на проводе», знает почту художника, доброжелателен и вообще выступает защитником своих подопечных. То есть, к задаче «порадовать читателя» прибавляется милое «оберегать автора». Воистину работу для людей!
"Подводные камни" в издательском бизнесе
Самыми трудно преодолимыми "подводными камнями" в издательском бизнесе являются два обстоятельства: нехватка
professionali.ru
А здесь вот первичный пост смешной «никто ничего не умеет, все бездари, приходиться самому работать», зато в комментарии заглядывает народ, работающий в сфере.
«Главный подводный камень издательства - это его длительный цикл возврата вложенного капитала. Очень много звеньев на этом пути. Насчет дизайнеров и верстальщиков могу сказать одно - это уникальные и очень высококвалифицированные спецы. Они должны ТОЧНО знать весь процесс, чтобы идеально в него вписаться... но эту квалификацию весьма трудно оценить, потому им весьма много недоплачивают и они бросают свою работу. Остаются только те, кто владеет программным обеспечением. Это не Творцы, а исполнители. Творец ОЧЕНЬ неудобен для издателя и для бизнеса... пишу об этом, потому что более 15 лет кручусь в этой области и многое повидал на практике, да и прошел весь путь от художника до мелкого издателя.»
Внутренняя кухня... Правда, и про текучку кадров известно, и про напряжённость, которая может возникнуть в коллективе, и про то, что издательства не всегда честны по отношению к клиентам и сотрудникам. Но так во многих сферах и это же тоже всё от конкретных людей зависит. Просто полезно знать, какие есть потенциальные негативные стороны, чтобы до них не доводить. По мере скромных возможностей конечно.
Издательство. Подводные камни
Издательский бизнес сегодня очень популярен в России
trio-tlt.ru
Вот об этом же обстоятельно:
«Прежде всего, нужна грамотная корпоративная политика, которая будет отсеивать неперспективные произведения. Для того, чтобы ее обеспечить, нужна хорошая работа редакторского отдела компании. Редактор здесь предстает, без сомнения, вторым лицом в компании.»
Отсюда третья глобальная задача: преданно служить своему издательству, понимая, что во многом именно редакторская работа держит его на плаву.
https://habr.com/en/company/dell_emc/blog/246701/ Как говорится, теперь дело за малым: реально попасть на работу. Так что пусть тут полежит ещё вот эта ссылочка, пусть и про С++ )))
Собеседования не кажутся таким уж сложным делом, в конечном итоге глупо казаться лучше, чем ты есть: если ты подойдёшь, тебя и так возьмут, нет - и так не возьмут, сколько из себя не строй, но пару мыслей на заметку можно взять, лишним не будет)
И всё же, к превеликому счастью, редактор - творческо-общительная профессия, далёкая от холодного тона и попыток испугать всех строгим видом. Поэтому нападать на интервьюеров с вопросами «кто конкретно меня будет собеседовать» не обязательно, ура) А вообще по ссылке - один из многих постов целого сообщества для стажёров.
В любом случае, сперва надо выполнить вступительную работу. Со знанием, что её нужно отредактировать, не боясь, но не ради правки, если на неё нет причин =)