Благодаря Насте из агитбригады впервые попала на Карпоффест.
«Я вытянула счастливый билет и буду очно! Могу попросить включить тебя в списки, если хочешь,» - написала она, в одночасье перечеркнув коротким сообщением все обычные вторничные планы. Как можно было не захотеть: мало того что вечер песен Карпова в Гиперионе, так ещё и тайный!
Правда, к назначенному числу от ореола таинственности практически ничего не осталось: дополнительные приглашения уже разыгрывались открыто, так что зрители интернет-трансляции при всём желании не смогли бы удивиться внезапным проявлениям зала. А такая шалость могла получиться! Можно было бы на голубом глазу говорить, что аплодисменты после песен только мерещатся; что мозг, привыкший к заведённому порядку вещей, порождает слуховую галлюцинацию... А тем, кто не поверит, удручённо признаваться, что всё куда проще: запись рукоплесканий, смеха, «брав» и «бисов» в режиме реального времени подкладывается умной камерой автоматически.
На самом деле в таких случаях забавляют две вещи.
Первая про съёмку вообще - для ощущения полного зала достаточно посадить троих хлопающих. Четвёртого можно позвать для подстраховки и полиритмии - то есть, по большому счёту, забавы ради. Другой вопрос, конечно, что ценность зрителей не в этом.
Вторая про гиперионовскую трансляцию персонально - в ней естественным образом не сохраняются реплики, сказанные мимо микрофона. Разговоры зала с выступающим, метасценические ремарки, внутренние шутки - всё то, что и создаёт в результате неповторимую атмосферу каждого концерта! - пропадают, превращаясь в неясное тихое бульканье, оставаясь исключительно живым явлением, недоступным случайному человеку, но сакральным для очевидцев, роднящим их.
Но и плюсов у записей немало. Во-первых, не нужно никуда специально ехать и привязываться к конкретному времени; во-вторых, никто не загораживает сцену, можно под себя настроить уровень громкости, нет неудачных мест - и необходимости в принципе считаться с другими людьми; в-третьих, неинтересные выступления можно проматывать, а понравившиеся - переслушивать, сколько влезет. Отсутствие этих удобств - плата очного зрителя за его очность. И наоборот.
Хотя, да, здесь что-то из происходящего вне сцены расслышать можно, но это исключение, лишь подтверждающее правило. Зато, если никто не проколется, зрители трансляции так никогда и не узнают, через какие немыслимые препятствия ведущие концерта пробивались в эфир!
А нас с агитбригадчиками и друзьями кролика в итоге собралось аж пять человек, целая делегация. Получилось символично, потому что моё знакомство с песнями О`Карпова началось с «Туркменской девочки», в ту пору звучащей чуть ли не в каждом концерте коллектива, и «Погоды-джаз» в исполнении главного гитариста состава 2017-2018 года Лёвы Удалова.
Но, хотя биофак был представлен (пусть и условно) удивительно мощно, с огромным отрывом победили географы. В какой-то момент и вовсе сложилось впечатление, что мы попали на их профессиональный праздник; что едва ли не только потому и проводится фестиваль, что Карпов был частью географического братства. И слегка парадоксально, что его песни в общей программе занимают около половины концертного времени в лучшем случае.
К такому повороту нужно было просто быть готовым. Карпоффест оказался не «вечером песен», а «фестивалем имени» - возможностью продолжить неоконченные разговоры, поводом для личной ностальгии, неизменным местом (если забыть о «Лётчике», хе) встречи со старыми друзьями. Безусловно домашним и, конечно же, слегка безумным мероприятием.
За безумие отвечали почти все конферансы понемножечку, песни Ильи Небослова, пляски, неописуемый «Городок» во время ожидания Ивана Колечкина, поплывшая под вечер гитара и ботанические дурки, принесённые Олегом Городецким. А ещё изумительная флейта Владимира Рязанского, включаемая взглядом батыря Звукоукладочной Артели. Такое продуктивное в общем-то помешательство даёт прекрасные результаты: утомлённые сильными эмоциями и постоянным смехом зрители невольно раскрепощаются, добреют и послушно поддерживают «домашнесть» обстановки, отринув критицизм и скепсис. Это поразительно, даже не театр абсурда, а тотальное нейроконцертное программирование!
Самым серьёзно-спокойным блоком было выступление Ксении и Льва Кузнецовых, но это тоже наверняка часть заговора - нужно же поначалу усыпить бдительность, а потом только гипнотизировать. Здесь ассоциативная программа, прекрасный Никитин и восхитительный «Вокзал» на стихи Германа Плисецкого.
А ещё - к делу не относится, но факт - Ксюшу невероятно приятно хронометрировать, она очень удачно всегда объявляет свои песни.
Кстати, тезис о том, что без архивистов мы бы все пропали, наглядно доказал Илья Небослов, чьё выступление прошло под лозунгом «я вам спою, а вы угадайте, кто это был». А ещё он удивительно метко предсказал повторение «Балкона над парком»!
«Я сказал Саше, что не пою песен Карпова, но сегодня что-то слушал-слушал - и решил спеть. Поэтому я заранее прошу [извинить], если спою песни, которые потом кто-то другой споёт. Но, так как песни классные, их, в принципе, можно весь вечер слушать. Одну и ту же песню бесконечно - и в этом ничего страшного, я думаю, нет,» - такой речью был предварён «Богатырь» Александра О`... Шеннона. Затем действительно был Карпов, потом - сам Небослов со слонами, радостными прогнозами и шаманским вызыванием ведущего концерта Александра Себенцова. С этого момента точка невозврата была пройдена окончательно и бесповоротно.
Второе отделение началось с баек про географический факультет педвуза, которые плавно перетекли в фольклор с практик под Тарусой в исполнении преподавателей Владимира Кашевого и Елены Зейналовой. Атрибутировать эти песни не возьмусь =)
Олег Городецкий грозно предупредил, что его песен не будет, «ибо нефиг» - и собрал убийственную программу о зубных протезах, настоящих мужчинах (рюкзак и ледоруб? - нет, не угадали...) и суровом мире растений.
Татьяна Пучко, напротив, продолжила кузнецовскую линию (и пригласила Льва подыгрывать) и пела своё. (Как чуть позже оправдается Иван Колечкин: «Исполнять Карпова нужно или откровенно лучше, чем он сам это делал, либо никак».)
Так вот, если теперь посмотреть на программу вечера целиком, видно, что она вся состоит из подобных контрастов и потому похожа на синусоиду.
Тем интереснее, когда в раздираемом противоречиями концерте неожиданно всплывают общие темы. Как, например, тема леса, который можно найти, но из которого сложно потом выбраться.
Начатая Небословом («В этом лесу всё так странно: глючно, смешно и туманно») и невольно подхваченная Кашевым («В лесу полно чудес, там каждый в стельку пьян, и трезвым вы из леса не вернётесь») и Городецким («А есть растенья типа конопли! Растенье конопля - для вдохновения».), она развилась в «Блюзе опят»: «Мимо субтильных мужчин и мужеподобных женщин мы проползём туда, где и на деревьях растут грибы».
Смешно, что связующим звеном между лесной цепочкой и городскими картинами из песен, выбранных Кузнецовыми, выступает всё тот же «Балкон»: «И тихонечко веслом оттолкнувшись, направляем через ночь балкон над парком!»
И только потом вспоминается заколоченный парой досок дом из самой первой песни вечера, где, оказывается, лес уже выглядывает, но ещё незаметно: «В робости замерев, одинокий отшельник в бескрайнем лесу заплутал...»
Колебания концерта - та самая «неручная дорога» от безопасного, надёжного, но порой скучноватого и излишне прозаического «дома» («половичка», если хотите!) к пространству опасному и чужому, но желанному, сказочному, поэтическому.
А это ведь то, что получилось само по себе, без участия человеческой воли вообще: «Посуду» Илья Небослов выбрал по просьбе ведущих в качестве дополнительной песни; Олег Городецкий сказал, что не додумал программу до конца, полагая, что у него больше времени до выхода на сцену; Татьяна Пучко и вовсе пела по заявкам.
Кстати, если вписывать «Звукоряд» в ту же концепцию борьбы дома-быта-прозы с лесом-сказкой-поэзией, то по-новому зазвучит куплет: «Лес, туман, и с утра - мерный стук топора. Отзовется лишь эхо, вокруг - никого. Рубит девица, рухнет деревце...».
Конечно, можно умерить пыл и списать всё на вчитывание, но даже если и так - хорош тот концерт, который позволяет что-нибудь вчитать!
В противоположность стройности любой теории практика неумолимо хаотична. После лирических песен, флейты, гладкого хода вечера наступило время сумбурных затычек и искусственного растягивания выступлений до того момента, пока до окружённого строительным забором Гипериона не доберётся припоздавший Иван Колечкин. В ход пошло даже выдёргивание гостей из зала! Боюсь и представить, что в это время думали зрители интернет-трансляции, недостаточно проникшиеся той самой пьянящей «домашнестью».
Спасать ситуацию бросилась Звукоукладочная Артель - и эта перестановка в программе лишила фестиваль возможности выйти на кульминацию под занавес. Очевидно, что после такого мощного блока идеально было бы немедленно всё свернуть, оставив нас в глубоком потрясении, но вариантов не оставалось.
Артель вживую я тоже слышала впервые... Ощущения очень странные: смотреть на работу артельщиков оказалось интереснее, чем слушать, во что конкретно звуки укладываются. А они, звуки, в самом деле именно так и делали - как элементы занимали свои места в группах и периодах, профессионально и ответственно вносили известный вклад в общую музыкальную стену. Стена вырастала мгновенно, заполняла собой всё помещение, надвигалась на зал и проходила его насквозь. При этом аранжировка раз за разом была настолько цельной, что не удавалось зацепиться в ней за что-то конкретное, осознать, восхититься и полюбить.
Несомненно, круто добиться такого звучания, не терять его даже в моменты импровизации... Но, одним полушарием понимая, что имею редкий шанс послушать ансамбль, уверенно идущий к совершенству, другим металась в панике, что всё это музыкальное богатство не вызывает должного отклика.
Однако это касалось только аудиального канала, а по зрительному приходило столько положительных импульсов, что на досужие размышления времени не оставалось.
Артель не играла - она работала, беззастенчиво получая от своего труда удовольствие. В тесной связке друг с другом, с постоянными переглядками, улыбками, знаками, намёками - их молчаливое (хотя иногда очень экспрессивное) общение у всех на виду потрясало. Музыканты буквально оживали по повороту головы Игоря Белого, потом передавали ведущую роль соседу, даже дышали синхронно - и в этом завораживающем танце была своя гармония и огромные залежи счастья, фонящего в зал.
Ивану Колечкину повезло, что он пришёл читать стихи и тем самым увёл зрителей на другое поле, где ещё можно было воспринять что-то новое... И нам повезло, что он дал возможность себя услышать, хорошее вышло выступление!
Потом оставались хоровые песни, на сцену снова вышла Артель и организаторы. И забавно, что ощущение «как-то мало получилось» почему-то догнало только сейчас. Может, это оттого, что запись обрывается резко, а в Гиперионе остаточная жизнь ещё клубится: пока доберёшься до одежды и со всеми попрощаешься, успеваешь незаметно примириться с тем, что концерт действительно закончился, перестраиваешься на дорогу... или до метро обсуждаешь впечатления, иначе глядя на мир. Например, встретилась нам по пути зловещая «Авторская стоматология»...
Так что вот, если по ходу пьесы порой и казалось, что вокруг творится нечто из ряда вон выходящее, то уже сейчас позитивные впечатления значительно сильнее, а спустя некоторое время и вовсе останутся только они.
Да и в принципе безусловно прекрасные, равномерно сильные концерты (особенно - сборные!) редки, огромная удача попасть на такой. Чтобы это вообще стало возможным, нужно не бояться ходить всюду, слушать больше, хотя бы стараться не отставать от жизни.
Кстати, даже не говорю про то, со сколькими хорошими людьми удаётся - вот так, запросто, - разделить один культурный код!
Единственное, чего всё же не хватило - бедной «Под мостом», которую все отвергли в уверенности, что такую классическую песню точно кто-нибудь споёт.
Click to view
Всё, похвасталась!
Тайминг для тех, кто решит догоняться записями:
I ОТДЕЛЕНИЕ
Здесь и далее жирным курсивом - песни Карпова.
Тимур Шарипов
03:50 - Парой досок зачёркнута дверь
06:44 - Легенда (авт.)
11:37 - Правильные слова (авт.)
Тимур Шарипов и Александр Себенцов
16:01 - Танец с Икарусом (И. Белый)
Тимур Шарипов и Павел Крикунов
20:04 - Река
Ксения и Лев Кузнецовы
26:07 - Такая погода - джаз
28:59 - Прелюдия (И. Иванов)
31:54 - Город (И. Иванов)
35:06 - Этот город похож на большой вокзал (ст. Е. Касьян, муз. П. Аксёнова)
39:07 - Над домами (ст. Б. Рыжего, муз. С. Никитина)
42:56 - Вокзал (ст. Г. Плисецкого, муз. Вл. Перова)
Илья Небослов
50:10 - Богатырь (А. О`Шеннон)
53:40 - В пустыне помирал дубок (в соавторстве с И. Белым)
56:35 - Музыка
58:54 - Что там с бегемотом? (авт.)
01:01:13 - Запустил Олег в небо змея (авт.)
01:04:47 - Прогнозы (авт.)
01:09:27 - Посуда (авт.)
II ОТДЕЛЕНИЕ
Александр Себенцов
01:28:42 - байки
Владимир Кашевой, Елена Зейналова, Александр Себенцов
01:34:37 - «Куда уехал ты, в какие города»
01:38:55 - «Жил-был у бабушки серенький козлик» (бабаюньки-тпрутунки)
Владимир Кашевой, Александр Себенцов
01:41:15 - «Мы с тобой давно уже не те - и всё прошло, и лето минуло»
01:44:19 - «Я профессию избрал не по наследству».
Олег Городецкий
01:52:27 - Песня о зубном протезе (М. Фрейдкин)
01:54:34 - Я в парадном обтираю ступеньки
01:56:55 - Алканско-хулиганская песня настоящих мужчин (В. Кузнецов)
02:00:21 - Про пестик (муз. А. Островского, сл. Е. Гендина и Гр. Гельфера)
02:03:43 - Про растения (муз. М. Таривердиева, сл. Е. Гендина и Гр. Гельфера)
02:06:17 - Прощай, алкоголик!
Татьяна Пучко, Павел Ерохин, Лев Кузнецов
02:13:30 - Блюз опят (авт.)
02:17:36 - Звукоряд (авт.)
02:21:59 - Через Казань (авт.)
02:24:16 - Николин день (авт.)
02:27:40 - Привет с того света (авт.)
Александр Себенцов
02:32:22 - Мы с тобой на практику поехали не зря (авт.)
02:36:39 - Так трудно ехать утром в институт (опять что-то народное?)
Александр Себенцов и Тимур Шарипов
02:38:50 - ещё что-то студенческое)
Леонид Синицын
02:43:35 - Городок (ст. Н. Заболоцкого, муз. Вл. Красновского, в обработке студентов географического...)
02:47:51 - Волнорез
Звукоукладочная Артель и Владимир Рязанский
02:57:17 - Песнь изгнанника (ирландская песня, пер. А. Карпова)
03:02:24 - Питерская
03:06:12 - Измайлово (И. Белый)
03:09:12 - Клюквенное вино
03:12:04 - Шурику вослед (И. Белый)
03:15:02 - Тишина и Туман (И. Белый)
03:19:52 - Балкон над парком
Иван Колечкин
03:26:15 - «Мне двадцать было...» (авт.)
03:27:21 - «И так бывает ещё: идёшь...» (авт.)
03:28:06 - «Что досталось мне - то осталось...» (авт.)
03:29:14 - «Воздух вязок, засохли вязы...» (авт.)
03:30:25 - «Заплатку сляпавши на горбу...» (авт.)
Игорь Белый, Александр Шаров, Павел Крикунов, Егор Светлов, Юна Русанова, Александр Себенцов, Тимур Шарипов, Владимир Рязанский
03:33:25 - Дорога в Дублин
03:37:02 - Ирландская пивная
Звукоукладочная Артель и Владимир Рязанский
03:41:39 - Трагедия одной еврейской семьи (пародия А. Карпова на И. Белого)