Лекарство от выученной беспомощности

Oct 06, 2021 04:01


Продолжение лекционной лирики с прошлого вторника.



Мастер сказал, что всех нас в го привели мифы. «Если бы я опросил вас, почему вы начали играть, каждый назвал бы какую-нибудь свою причину, какой-то свой миф. Они бы не пересекались и даже противоречили бы друг другу. Но делать я этого не буду, потому что времени у нас мало. А самое главное: все русские мифы о го - рукотворные. И ни один из них не описывает игру во всём её многообразии».

Я в своё время продолжила играть из-за мифа об абсолютной непредсказуемости ходов, о безграничной свободе и невозможности заранее определить стиль партии по её началу.

Но, пусть го гораздо вариативнее шахмат, его возможности не безграничны. С каждым новым витком развития начинаешь видеть связи между камнями, понимаешь, что ходы, кажущиеся случайными, на самом деле подчинены общему замыслу. Поймёшь замысел - предугадаешь следующий шаг противника. Да и его уровень тоже легко определить уже в фусеки.
Как только он начинает игру с хоси (4-4), комоку (3-4) или сан-сана (3-3) становится понятно, чего ждать.

Кстати, по правилам этикета, первый камень должен идти в левый верхний угол - к сердцу соперника. Сперва чёрный, затем белый занимают таким образом противоположные углы. Если первый ход был иным, можно заподозрить оппонента в неопытности или невежливости.

«Сущность го не выражается в афоризмах, - продолжал лектор: - но у игры, как у репейника, есть свои колючки, которыми она крепко цепляется к каждому человеку».

«Если вы хотите достичь значительных результатов, значит го отвечает какой-то вашей потребности. Эта игра - профилактика или лечение от выученной беспомощности - в том числе и вызванной учебным процессом».

Это было очень смешно слышать, потому что за четыре предыдущих занятия клубное го уже успело сформировать ту самую выученную беспомощность: я поняла, что ничего не могу поделать с мойо, глупо теряю пограничные группы и проигрываю даже игроку с более низким рейтингом.

«Обучение состоит из двух важных процессов: запоминания и забывания. Забывание - это очень важно. Информация, умение, навык переходят с уровня осознания на уровень ощущений, освобождая голову. Вам уже не нужно помнить правильный ответ, вы откуда-то его знаете, а сами идёте вперёд, изучая что-то новое. Го учит забывать. И поэтому избавляет от стрессов когнитивной деятельности».

Несколькими днями раньше то же сказали в лекциях go-magic`a: «Если раньше вы играли интуитивно, не задумываясь над ходами, а потом переключились на «правильную» тактику, то может показаться, что вы стали играть хуже. Вероятно, вы даже действительно станете чаще проигрывать... Это нормально! Дело в том, что мозгу требуется время на формирование новых связей. После некоторой практики он осознает изученные приёмы и привыкнет к ним на подсознательном уровне. В этот момент вы снова начнёте ходить по наитию, открывая новые и новые возможности».

Так что мысль о забывании мне очень понравилась. И по прошествии времени уже замечаю, что действительно временно откатывалась, чтобы пойти вперёд.

Но тогда - после рассуждений о дыханиях - мастер обратился к новичкам, а старички (ужасно приятно мгновенно стать «старичком» в компании, где только появился!) сели за гобаны. И я незамедлительно проиграла химику дважды, причём второй раз он играл сразу на двух досках! «Давай на форе будешь играть,» - говорит.

Вот тебе и «лекарство»!
И преподаватель головой покачал: «Александра, что-то Вы всё время проигрываете!». Будто я по доброй воле это делаю!
Пошла со злости на ОГС - так там всё нормально! Могу справиться с ботами значительно сильнее меня, побеждаю людей разных уровней, поднялась до 13 кю... Но на клубных встречах в последний момент теряю всё преимущество, раз за разом показывая себя бестолковым гуманитарием.

Вот сегодня новый знакомый с искренним изумлением спросил, что я забыла в «их компашке»! Ну это смешно, конечно.
Вообще в клубе есть девчонки с философского, классный игрок с Высшей Школы Перевода, целая группа с ИСАА - и я по-прежнему не со всеми знакома.

В прошлый раз играла с первокурсником с мехмата. В нашей первой партии за неделю до этого он переживал из-за каждого своего хода, извинялся, что не оказывает должного сопротивления... Потом запросто выиграл. И успел в тот же вечер победить ещё и на доске 13х13, что меня огорчило даже больше: на средней доске я играю давно и много, а мой соперник только полгода назад занялся го.
И вот в пятницу мы снова схватились. В первой партии он построил территорию в центре на сорок очков («Александра, видимо, мойо - это Ваше проклятье!» - только и хмыкнул наш учитель). Во второй я вела, пока не упустила пограничную группу в шесть камней (это двенадцать очков + территория, в которую противник успевает пролезть, пока вы строите новую стенку). В итоге проиграла всего 4,5 очка.
«Ничего, - утешил мехматянин: - ты очень скоро меня догонишь, будем играть на равных!»

А я подошла к другому студенту. Он в какой-то момент завис над нашей партией (нет, не в «какой-то момент», а в самом начале игры, когда границы будущих владений только намечались) и многозначительно произнёс: «Ну, что тут у вас? Ааа, впрочем всё ясно, всё ясно, можно и не считать. Ну-ка, покажи, как ты берёшь камни?»

Камни я давно уже беру по-гошному, хотя поначалу и ругалась. Это, однако, действительно становится удобным, когда привыкнешь. И в любой момент можно намеренно взять по-нубски, если захочется - на предложение продемонстрировать постановку именно это и хотелось сделать, но не пришлось, потому что мехматянин устыдил сенсея, что тот отвлекает нас от игры, он показал «правильный хват» и отошёл.

Проиграв, решила, что опытный игрок должен поплатиться за своё карканье и, если он так хочет поиздеваться над новичками, пусть хотя бы научит чему-нибудь полезному.

- Давай сыграем учебную партию и ты покажешь, как правильно вторгаться в мойо!
- Да не надо, я сам ничего не знаю... И вообще...
- Ну в какую силу ты играешь?
- Да я большого уровня, лучше не стоит... Гы.

Мнётся и ломается, улыбаясь, явно не желая связываться с неинтересным противником, но тяга к учительству всё же превозмогает. Времени мало, поэтому выбираем среднюю доску. Я с моей бесконечной чередой поражений собираюсь с мыслями перед сражением с кем-то очень сильным.

Первые несколько ходов идут обыкновенно. Затем он внезапно вплотную прилипает к моему угловому камню. Это плохой ход, но я боюсь подвоха. Ещё какое-то время с ужасом отвечаю на его угрозы некрасивыми, грубыми формами. Ужасно стыдно, что приходится так играть, но параллельно растёт раздражение: соперник делает небрежные ходы, оставляет толпы пленных, упускает хорошие возможности. Ладно поддаться разок-другой, чтобы проверить уровень, но вот уж половину игры он ведёт себя таким образом, выказывая тем самым полное неуважение. Начинаю закипать. И замечаю, что теперь мой учитель дольше думает над ходами, а делает всё те же глупости. Затем он вздыхает: «Да, ты, оказывается, не новичок» - и я с ужасом понимаю, что громлю человека 20+ кю, пришедшего на пятое занятие.

Такой была моя первая победа, угробившая моральный дух окончательно. Очень неловко, что явно огорчилась такому раскладу событий. И без того человеку неприятно, должно быть. Он даже представляться не захотел, так и не знаю, как его зовут.

Затем сыграли блиц с преподавателем - он построил мне мойо на разрушение. Пока вторгалась в одно, отгородил огромную территорию в другом месте, потом отжал угол, разрезал сторону - в общем, по очкам там была очередная катастрофа, но проигрывать третьему дану в учебной партии не так позорно.

Сегодня на занятие пришли четыре новичка, не знающие правил, и один игрок со стажем в три месяца. Политолог с кафедры конфликтологии.
Мы с ним сидели по соседству, решали задачки с экрана. Я всё жду, пока дойдёт до хитрых вещей, потому что за игрой следить за лекцией невозможно, а мои знания разрозненны, хочется больше теории. Но довольно быстро мастер (тот же, шестидановый, приглашённый) велел всем, кто справляется с задачками, садиться за доски - и мы отправились играть.

- Какой у тебя уровень? - спрашиваю. Это неправильный вопрос, но мне пока нужно знать. Противник- даром, что пришёл только что, - явно сильный.
- Не знаю, - отвечает беспечно: - Мы с пацанами на пьянках играем по фану.

В итоге играли без форы. Политолог тоже построил мойо, но тут уж билась, как лев. Учёная уже. Он играл резко. «Я, - говорит: - по тактике». Вторгся в угол - и я наконец применила тот-самый-убийственный-ход!



Потерял девять камней

Не была уверена, что сработает, но он не подвёл!
Казалось, что мы идём совсем близко, но в итоге я выиграла с разницей в 28,5 очков.
И, хотя формально опять победила новичка, этой партией довольна.

А он потом вытащил на большую доску талантливую девочку из совсем начинающих, громящую остальных ребят её уровня. Она теперь с ними играет за белых без коми. Девочка проиграла, конечно, но её хвалили. Не видела, но, говорят, хороший результат для первого выхода на 19х19.

Я же в это время играла с обалденнейшим противником пятого кю. Давно хотела попросить его провести мне учебную партию, а сегодня нам и мастер так сказал. Точнее, он предложил просто сыграть на девяти камнях форы, но мы единодушно решили сделать по-своему. Он мирный, и я впервые в клубе видела спокойное, красивое фусеки. Восхитительно!

В какой-то момент в игру вмешался политолог - это было второе предложение лектора: чтобы мы играли вдвоём, в команде. Вышло не очень, мой компаньон повёл себя агрессивно и безрассудно, а я хотела более созерцательной игры. В итоге в одном углу (я просто туда не ходила, предоставив войну её инициатору) завязалось кровопролитное и бессмысленное сражение, а на остальной доске я потихоньку сдавала территорию, зато опять выживала в центре доски в окружении вражеских камней. Надо потренироваться перед следующими играми с химиком!

Правда, я не хочу в ближайшее время с ним играть. Максимум - учебные форматы, задания на жизнь и смерть. Когда привыкну к новым приёмам, тогда попробую снова. А то в самом деле начнёт мне фору давать!

Напоследок сегодня ещё раз проиграла мехматянину.

Преподаватель (глядя на доску в середине партии): - Опять?..
Я: - Нет, что Вы! Вот - я вторглась, разрушила, даже выжила!
Преподаватель: - Ааа, это оно так разрушено?
Мехматянин: - Оно просто было огромнейшим, в разы больше!

Всё равно опять вела по счёту, затем потеряла в ёсэ шесть камней и проиграла 2,5 очка. Новый рекорд, однако!

Статистика:

Химик: 5-0 (80+ - 18,5)
Мехматянин: 5-0 (30+ - 2,5)
Педагог: 2-0 (100+)
Пятикюшник: 1-0 (по умолчанию)
Новичок: 0-1 (по сдаче)
Политолог: 0-1 (28,5)

2 победы из 15 игр... уффф.
А на ОГС-е 50 побед из 145 игр. Правда, это не все, но считать нерейтинговые вручную лень.

Хорошо лекарство, честное слово!

...Но на самом деле я в огромном восторге от сегодняшнего занятия. Обсуждали с мехматянином, что в игре проявляется характер. Он теперь меня поругивает иногда, что я на борьбу не иду, что партиям остроты не хватает. «Ну, я люблю борьбу тогда, когда сама её затеваю» - «Это, вероятно, тоже что-то говорит о характере».

На доске правда видны жадность и трусость, амбициозность и консервативность, чувство юмора и изворотливость - всё-всё! И от смелых сильных ходов чувствуется энергия, а от маленьких и медленных тянет сквозняком. Все мои соперники так по-разному играют - даже когда пользуются одинаковыми приёмами...

И в не меньшей степени игра - это общение. Не только пресловутый молчаливый «разговор камнями», но и праздная болтовня. И прощания у эконома, и общий путь от него.
Забавно, что мы знаем друг друга всего 5000 лет...

теория и методика преподавания, 2021, студенты, психика, распрекрасное, забавное, цыфиркин, го, как говорил незабвенный Кири-Куки, Университет, клубное, настолки

Previous post Next post
Up