Ужасно нравится мне этот образ, и фестиваль действительно таким и получился - открытым, даже больше - распахнутым.
Участвовать в нём я, вообще говоря, не собиралась. Думала заглянуть, посмотреть на народ, познакомиться, позрительствовать и спокойно вернуться к своим делам. Хха!
«Заглянуть» превратилось в погружение на двое суток, «посмотреть» - в песенные переклички, «позрительствовать» - в косяченье со сцены, а про «спокойно вернуться» и говорить смешно. Бывают такие выходные, после которых нужны ещё целые каникулы на то, чтобы прийти в себя...
Илья Куприянов, Алексей Богданов, Алиса Вернигор. Фотографии Маши Ждановой
К началу субботних мастерских я немного опоздала - когда пришла, мэтры сидели в одной комнатке и обсуждали чьё-то выступление, а остальные не успевшие к разбору участники бродили по коридору. В центре досуга, рассчитанном на дошколят, приткнуться почти негде; гулливеры рыбами зависают в пространстве, чтобы торопливо устремиться вслед за потоком холодного воздуха, когда в одном из кабинетов откроют окно. Через две минуты туда набьётся полфестиваля, ещё через какое-то время станет холодно. Створку снова прикроют, последние зашедшие, здраво рассудив, что тут дело до них дойдёт нескоро, вернутся в холл. «Мир устроен правильно и мудро» - ничего не даётся без испытаний.
Искусство ходить по мастерским тоже никак не даётся. На Зелёной карете в 2016 очень впечатлило, как умудрённые фестивальщики занимали по тридцать три очереди, успевали всюду, ещё и освобождались заранее, при этом каким-то чудом не путая, когда и где им нужно быть. Мы с «Синематографом» застряли у Григория Данского и Ксении Полтевой, но хотя бы уложились в положенное время, пусть и пели последними. Ещё через два года у Бориса Кинера промастерилась лишь в третий заход - после ужина (при том, что по расписанию прослушивания должны были идти только до обеда). Правда, и после меня было ещё человек пять. К счастью, этот рекорд пока не побила.
Теперь, благоразумно оставив гитару дома, собиралась с чистой совестью прописаться в одной комнате, чтобы точно не пропустить никого интересного. Этот простой в сущности план перечеркнул обед. О перерыве предупредили заранее, но я не представляла даже, что запланирована централизованная кормёжка невероятно вкусными пирогами, а не просто возможность съесть яблоко или выпить чаю.
Мастерская Игоря Белого и Татьяны Дрыгиной (затем: Игоря Лазарева и Татьяны Дрыгиной). Фотографии Маши Ждановой
Как потом выяснилось, некоторые участники умудрились спрятаться от организаторов, сгоняющих всех к столу, - забежавшие на пару часов Шчаняты в это время успели и порепетировать, и начать своё выступление у Льва Кузнецова, Лизы Рысенковой и Игоря Лазарева. Затем ребятам нужно было вернуться к менее интересным делам, выждать новые очереди они уже не успевали, зато немного попели на диванчике до открытия «Зеркала» - потом кто-то из нашего самоорганизовавшегося круга отправился туда, кто-то - по домам.
Я на «Зеркало» не попала, хотя эта мастерская почти идеальна для любителей болтологии выражать свои восторги вербально. Зато неожиданно пошла на исполнительскую, что звучит довольно-таки бессмысленно =) Нет, не бесполезно - мне посоветовали познакомиться с метрономом, подружиться с правой рукой, а ещё выдали совершенно прекрасное, но в то же время и убийственное: «Понимаешь, ритм - это этика, а не эстетика». Теперь совсем стыдно х)
Исполнительская мастерская. Фотографии Маши Ждановой
На мастерской честно сказала, что вносить в блокнот меня не надо, заявку я не подавала и заглянула просто потому, что тут сейчас пусто (и это правда), но Лиза пожала плечами, сказала, что разницы никакой нет, записать всё равно нужно. Так и попала в воскресный концерт... Как это ещё назвать, если не «открытыми дверями»?
На самом деле желание всё же спеть что-нибудь накрыло как раз после обеда и отсутствие гитары ему не слишком повредило. (Утром в коридоре стояли три исполнительницы и выясняли, у кого из них есть инструмент: «Я не взяла, думала, тут попрошу у кого-нибудь» - «Да, в самом деле, зачем гитара на мастерских!»). Я, правда, хотела вернуться к Татьяне Дрыгиной и Игорю Лазареву, сменившему Игоря Белого, но там было слишком много людей, а время неожиданно начало поджимать, хотя казалось, что восьми часов должно хватать с лихвой.
Под самый конец (уже даже за пределами этого самого конца) оказалась у Романа Ланкина и Ольги Чикиной. Познакомились.
А потом поехали на Щёлковскую на посиделки, по дороге обсуждая недостатки и преимущества авторской песни по сравнению с другими направлениями. И после много-много пели - и АП, и «странные песенки»; и Медведева, и Ивасей; и колыбельные, и марши; и про сурков, и про птиц.
Кто-то начинал клевать носом, потом засыпал совсем, потом опять возвращался в строй - тогда его называли «восставшим». Между четырьмя и пятью утра всех колбасило страшно, к шести осталось четыре человека. Настало время говорить о Гринберге и Наумове, петь семиминутные баллады, завтракать чудом сохранившимися слойками и холодным чаем из термоса - на кухне тоже спали. В восемь последние трое сов тоже повалились на пенки и одеяла досыпать время до всеобщего подъёма.
Фотографии Маши Ждановой
Воскресенье началось «концептуальными бутербродами», цитатами из Астред Линдгрен, подписыванием дипломов и песнями - на этот раз на кухне. Потом гости начали разъезжаться, а Ксения Кузнецова, дождавшись от мастеров их списков, составила фантастическую программу вечернего концерта.
К пяти часам участники слетелись в Гиперион. Ну а дальше уже можно не пересказывать - есть запись:
Click to view
Игорь Лазарев (исполнительская и авторская мастерская)
03:01 - "Край облака обвил ночной луны овал..." (ст. Германа Власова)
07:15 - "О, выправи мне слово, логопед..." (ст. Надежды Делаланд)
Елизавета Рысенкова (исполнительская мастерская)
14:40 - "Жизнь моя, не гаси звёздного многоточия..." (ст. Михаила Рысенкова, муз. Игоря Иванченко)
18:10 - "Когда придётся туго иль станет в мире тесно..." (Александр Громов)
Георгий Курячий (мастерская "Зеркало")
23:34 - "Так бывает: захлопнется дверь - будто лопнет струна..."
25:00 - Двойная гемма
Александра Коленбет (полный автор)
27:15 - Колыбельная для гусеницы
Елизавета Голосова (исполнитель и поэт)
32:02 - Белый воробей (Елена Фролова)
35:20 - Ниточка
Александр Галаганов (полный автор)
36:45 - Фокусник Егоров
Дина Гнеденко (исполнитель)
40:05 - Живёшь ты от весны до весны (Полина Матькунова)
Александр Вольнов (полный автор)
43:05 - Радуга
Инга Башкирова (полный автор)
47:05 - Лист
Дарья Вавулинская (исполнитель)
51:25 - Город революций (Анна Ежова)
Владимир Шейнин (поэт)
55:23 - "Грянул гром. За нами побежали..."
57:11 - "А помнишь время..."
Илья Куприянов (исполнитель)
01:00:04 - Слово (Роман Филиппов)
Светлана Гилязутдинова (исполнитель)
01:03:47 - В пятом часу (ст. Ольги Родионовой, муз. Сергея Труханова)
Мария Жданова (полный автор)
01:08:00 - Плато
Ефрем Дроздов (исполнитель)
01:11:42 - Сон о Марии (ст. Арсения Тарковского, муз. Сергея Никитина)
Алиса Вернигор (исполнитель)
01:16:29 - Падающему листу (ст. Ксении Полтевой и Григория Данского, муз. Григория Данского)
Вера Куприянова (исполнитель)
01:20:04 - Человек на той стороне (Никита Дорофеев)
Вера и Илья Куприяновы (дуэт)
01:23:16 - Лифт на родину Мао (Андрей Козловский)
Александр Леонтьев (организатор площадки мастерских)
01:28:00 - «Записал я длинный адрес...» (ст. Арсения Тарковского, муз. Сергея Труханова)
Шчаняты (ансамбль)
01:34:48 - Чужие сны (Олег Медведев)
Георгий Овсянников (исполнитель)
01:39:21 - Марш небесных связистов (Олег Медведев)
Анна Балашова (исполнитель)
01:43:20 - Некоторые люди (ст. Ольги Родионовой, муз. Сергея Труханова)
Алексей Богданов (автор музыки)
01:47:15 - А кстати о птичках - они замолчали (ст. Ларисы Миллер)
Ансамбль студии Межгород
01:51:05 - Дилижанс (Александр Алабин)
Ольга Чикина (мастерская сценического искусства)
02:11:10 - "Хорошо в голове у ежа..."
02:12:26 - "Когда-то на этой земле танцевали слоны..."
Игорь Белый (авторская мастерская)
02:19:49 - Шутка (ст. Шейлы Бланко, пер. Рахель Торпусман, в редакции Игоря Белого, муз. Иоганна Баха)
02:21:50 - Баллада о морском дьяволе
Татьяна Дрыгина (авторская мастерская)
02:28:31 - Колобок
02:28:58 - "Знакомую мелодию простую..."
02:31:53 - "Выносила грядка капустная..."
Лев Кузнецов (исполнительская мастерская)
02:36:05 - Что же может быть чудесней? (Александр Дулов)
Ксения Кузнецова (организатор фестиваля)
02:41:19 - "Я вокзал многолюдный, я понял..." (ст. Германа Плисецкого, муз. Владимира Перова)
Роман Ланкин (мастерская сценического искусства)
02:45:29 - Прошлое (Яромир Ногавица, пер. Алексея Гомазкова)
02:51:35 - Исторический роман (Булат Окуджава)
То же самое в формате
народных таблиц (можно заполнять =) )
Косячить - так уж проникновенно! хддд
Я налажала, да. Не так эпично, как тогда показалось, но всё равно обидно, конечно. Такое бывает, когда уже высказался, а теперь зачем-то нужно повторить то же самое. «Колыбельная для гусеницы» уже хорошо прозвучала на Квартирнике у ребят, мне было интересно спеть её на мастерской, но на концерте отвлеклась. Невозможно бесконечно терзать одну песню - и некруто, когда одна песня порабощает тебя. Но, хотя от настроения очень многое зависит, всё же хорошая техника должна выручать и в таких случаях. Работать ещё и работать.
Зато потом балдела от того, как мы пересеклись с остальными участниками. Весь концерт получился о метаморфозах («куколка моя, обернись девочкой»), с обилием листьев («я не хочу ни на флаг, ни в тетрадь»), яблок («все всего добьются без яблок на блюдце»), осени («по остывшим лесам память ещё свежа...») и гордой ничтожности («мы лишь пыль у этой стены»). Чучелки у Медведева и Труханова, сны и воспоминания, города и вокзалы - всё разрешится «Дилижансом», а потом через прекрасное второе отделение придёт к вечному: «Каждый пишет, как он дышит».
Что ещё... очень здорово было действительно познакомиться с ребятами, заочно знакомыми по Эху - Лизой Голосовой, Верой и Ильёй Куприяновыми, которые, кстати, совершенно справедливо победили по Гамбургскому счёту.
Клёво попеть с Диной Гнеденко, встретить Александру Фигуровскую, пересечься с ребятами из Университета и даже с Ф-овцами. В воскресенье на весу подписывали дипломы участников, обменивались почтами, бесконечно зазывали друг друга на разные классные вечера. Точно свидимся!
Очень хороший получился фестиваль, насыщенный и вдохновляющий. Ну и вообще Межгород дико крут, имейте в виду и выбирайтесь в следующий раз! =)
Маша с биофака, гитара Вари-зоолога и Ксения Кузнецова. Фотографии Маши Ждановой