Неделя расщедрилась на события, три дня шёл беспрерывный праздник песни.
Сперва концерт дуэта Олега Городецкого и Игоря Белого в ЦАПе. Я поверхностно знакома с Тридцать вторым в целом - не потому, что так уж мало о нём знаю, а потому, что оно слишком глобально, чтобы можно было знать много, не находясь очень близко. Так, изучив некоторое количество баек, пародий, биографий
на их сайте, периодически пересекаясь с участниками ассоциации (Татьяна Королёва даже выступала
у нас на ФнФе!), регулярно оказываясь в горячо любимом
Гиперионе и в принципе считая себя достаточно осведомлённым в области АП человеком, о дуэте Городецкий-Белый услышала впервые.
Выяснилось, однако, что существует он давно. «Мы споём сегодня нашу обычную программу. Но с изменениями».
К дуэтам в авторской песне отношение особое, их признают даже те слушатели, которые решительно отказывают в праве на существование ансамблям, хотя, казалось бы, между дуэтом и трио разница всего в одного человека...
Между тем в ансамбле от всех музыкантов остаётся только «мы». В дуэте помимо «мы» есть ещё и «я», зачастую гораздо более яркое, чем «я»-исполнителя. Когда вы поёте вдвоём, каждый и выделяется на фоне товарища, и создаёт фон для него. В этой двойственности заключается как главная сила выступающих, так и главная сложность для них же. Справедливо и требование драматургически обосновывать необходимость совместного исполнения; многие личностные песни просто в силу своей природы не прозвучат хорошо даже при самой умной и бережной дуэтной аранжировке.
Поэтому нельзя сказать, что петь вдвоём проще, чем втроём. Поэтому-то сложившиеся, цельные, притёршиеся друг к друг дуэты так ценятся.
«Один плюс один - больше, чем два». По сути, один плюс один - это все пять: спрятанные в базисе «мы по отдельности до дуэта», видимый и очевидный «мы-дуэт», но ещё и «мы по отдельности на фоне нас-дуэта».
А теперь вспомним, что сейчас речь идёт про авторов...
Концерт был просто потрясающим, потому что два человека на сцене действительно превратились в пять могучих сил. Кстати, не забудьте про гитары...
Ну и ещё всегда чудесно слушать, как общаются люди, давно привыкшие к сцене и давно знающие друг друга. На одни концерты ходишь за песнями, на другие - за конферансами. Но иногда вечер прекрасен всем. Пропустившим очень повезёт, если когда-нибудь выложат записи.
9 апреля уже в Гиперионе прошёл деньрожденный концерт Ани Рожниной. Участвовали, конечно, и Нексты в полном составе. Пригласили всех 17.04. на споёмку, где у них целое отделение.
Пели по отдельности и в разных составах. Аня Рожнина и Ира Алфёрова - тоже уже довольно известный дуэт. Два совсем новых: Аня Рожнина и Татьяна Сас. И снова Аня (её же праздник!) с Марией Смоловой. Пожалуй, самый необычный номер программы; пели машину песню на стихи Дмитрия Коломенского.
На этот раз была трансляция, так что у вас есть шанс всё слышать самостоятельно:
Click to view
Такие вот два вечера, по которым вполне можно судить о состоянии АП сегодня и об её будущем.
Третий же был иным - пошла на Квартирник Гитарного клуба РЭУ имени Плеханова (гип-гип, гитара, гип-гип, гитара!).
Пригласила меня туда Ольга Ивановна из Межвуза: «Они впервые проводят свой фестиваль, я им о вас рассказала, посмотрите тоже». Как тут было не глянуть, что у коллег получается?
Получилось вот что - сами они хотят не «фестиваль», а просто периодически собираться, петь и слушать. Вечер даже не был квартирником - все заранее купили билеты, были предупреждены, что нужны маски-перчатки-сменка, и в назначенный час приехали к огромному бизнес-центру с множеством корпусов. Тут вам и больница, и библиотека, и чуть ли не школа - всё по одному адресу. Ну и репетиционная база, в одной из комнат которой мы и устроились.
Дело было на Текстильщиках, поэтому я ответственно выехала из дома так, чтобы спокойно сориентироваться на незнакомой местности и быть на саунд-чеке заранее, ха... За пять минут до ожидаемого времени прибытия поняла, что после пересадки села в противоположную сторону, перепутав Текстильщики с Тушинской! На злосчастной фиолетовой ветке такое со мной случается не первый раз; бываю там редко, а две эти станции ассоциируются с платформами, конечно.
Пришлось разворачиваться и опаздывать... Если продолжать тему судьбы, то можно прийти к выводу, что мне в общем-то не стоит даже помышлять о перенимании английской пунктуальности, потому что она всегда влечёт за собой какие-то дикие и нелепые истории.
Как ни странно, успела даже чекнуться. Девушка-организатор на моё боязливое «а вы планируете начать ровно в 18:00, как было заявлено?» удивлённо ответила, что начало в 18:30. «Квартирник» нравился всё больше и больше.
В гримёрке между тем уже собрались многие выступающие, среди которых были и знакомые: Дима Густин и мадагаскарцы из МИРЭА, наши Ф-овцы. Должна была быть и Маша Жукова, но в последний момент поняла, что не сможет.
Неожиданностью оказалось и то, что мы знакомы с руководительницей клуба - Лизой Евтиховой. Знакомы ещё по прекрасной Зелёной Карете-2018. Я всё думаю иногда, что рано или поздно все последствия этого фестиваля выстрелят, но, видно, ещё не время. Сейчас она ведёт занятия для студентов, потихоньку внедряя «необардовскую песню».
В том же необардовском стиле - по собственным словам - пишет песни одна из участниц концерта. Остальные рокеры (и чуть-чуть рэперы... и отчасти эстрадники), но по большей части текстоориентированные. В общем, много было забавного и интересного. Несколько чудесных групп, лёгкая атмосфера студенчества, восторженные приветствия гостей. Милые, улыбчивые организаторы. На самом деле об этом вечере я хочу написать чуть подробнее, когда появятся фотографии.
Но о многом и написать-то нельзя. Как напишешь о внезапном чувстве «и слышат, и слушают»? Не знаю даже, какой канал восприятия за это отвечает. Напомнило всполохи намерений, которые помогали Волкодаву: просто показалось, что из зала тянутся внимательные, чуткие ниточки множества сознаний. Было странно, но здорово.
Дело в том, что аудитория, регулярно соприкасающаяся с авторской песней, привыкла слушать. Не всегда она слышит - только если хочет, если интересно.
Но говорить «ух ты, меня слушали в бардовской тусовке» - как минимум странно. Это норма.
Умение слышать зависит только от самого человека, его желаний. Рокерская молодёжь слышит, разумеется, песни любимых авторов, считывает близкие смыслы - и потому слушает. Но в консервативно настроенной компании вас попросту не будут слушать, не слыша. Это печально, но это тоже выбор.
Тут же совпало всё. Фантастическое чувство!
...потом общались с выступающими, со зрителями, обсуждали впечатления, обменивались контактами, трепались и даже танцевали условный испанский вальс на внезапной дискотеке третьего отделения, устроенной группой организаторов. Впрочем, о ребятах я ещё обязательно расскажу.
В любом случае третий вечер замечательно закрыл неделю.
И следующая тоже обещает быть хорошей.