Ну вот и дождались.
В этом году мы с официальной линией конкурса разошлись на 22 «творческие единицы»...
Жирным отмечены конкурсанты, в оценке которых мы с жюри совпали.
Жирным курсивом - те, кто по моим представлениям обязан был пройти, но случилось иначе.
Просто курсивом - участники, с выступлением которых всё было не так очевидно.
Без выделения остались имена людей, появление которых в списке оказалось полной неожиданностью.
Надо два слова сказать о методе оценки. Первый - субъективный - критерий носил кодовое название «по сердцу» и относился к общему впечатлению, которое производило выступление. Второй критерий, стремящийся к объективности, позволял «по уму» отмечать качество сделанных номеров. Вопрос об их принадлежности к направлению стоял отдельно и никак не формализовался, однако, разумеется, учитывался. Таким образом был получен список «лучших из лучших», затем слегка усреднённый в попытке предугадать решение большого жюри. Как видно, эта мера мало помогла...
В дальнейшем я буду приводить конкурсантов в условно хронологическом порядке, начиная с тех, кто вызвал наименьшее затруднение при оценке. По концертам, но с учётом итогового балла.
Песню выбираю другую, слушайте на здоровье.
Марина Подвойская и Игорь Анохин, авторы
Click to view
Просто рада, что прошли.
Ольга Плужникова и Марина Горовец, дуэт
Click to view
Этот дуэт в Третьем туре захотелось увидеть сразу, хотя в аранжировках он предельно лаконичен.
Иван Дубовицкий, исполнитель
Click to view
Ни капли не удивил в списке участников Третьего тура Иван Дубовицкий. Но, забегая вперёд, скажу с сожалением, что в нынешнем конкурсе вновь победила техникоориентированная исполнительская школа.
Павел Стюхин, исполнитель
Click to view
А вот другой подход, да и песни совсем другого плана. Техничность она не плоха сама по себе, вовсе нет. Но помимо неё должен быть живой интерес, да что там интерес - любовь к поёмому. И тогда появляется энергетика, передающаяся и слушателям. Ладно, пусть это тоже субъективные ощущения, но именно они отличают просто качественные номера от потрясающих.
Ирина Алфёрова, автор музыки
Click to view
В списке авторов музыки, прошедших на Третий тур, Ира однозначно единственный конкурсант, чьи песни могут запросто петься другими людьми. Чьи песни другие люди захотят петь сами. Иными словами - она пишет самую что ни на есть настоящую авторскую песню, которую столько десятилетий уже хоронят. При этом тонко понимая поэзию и проращивая музыкальные семена прямо из стихов самым естественным образом. Я про это уже говорила, но лишним не будет.
Андрей Васильев, автор музыки
Click to view
Вот и началось моё великое недоумение. Андрей Васильев - композитор ярчайший и очень глубокий - в Третий тур не вышел. Неужели в самом деле «блюстители жанра» не оценили? Я в прошлый раз повесила любимейшее «Прощальное открытие», но «Осенняя элегия» даже направленческих вопросов не должна вызывать!
Не так-то просто из восьмидесяти участников выбрать тридцать, но и в голову не могло прийти, что можно пожертвовать таким вдумчивым автором.
Поколение NEXT, ансамбль
Click to view
Официальные итоги представлены по номинациям. С тихим ужасом видя среди авторов и исполнителей одних людей вместо других, я боялась доходить до категории ансамблей, потому что конкурс в какой-то момент стал казаться антиконкурсом. К счастью, нет, по крайней мере «Поколение NEXT» заняло своё законное место в почётной тридцатке. Только этого, как известно, мало. Придётся теперь ждать Третьего тура и гала-концерта, но я хочу верить, что ансамбль возьмёт, наконец, это лауреатство, которое заслужил ещё два года назад.
Ансамбль «Берег»
Click to view
Будем честны, многоопытные бережане не всегда выступают стабильно. Ещё одна их беда - перегруженные аранжировки, с которыми им бывает трудно справиться без качественно выставленных мониторов, в напряжённом состоянии сцены, да и мало ли причин для ошибки. Это всё так, да. Но я очень люблю то, что делает этот ансамбль. И восхищает, с каким упорством он раз за разом преодолевает себя. Интереснейший «Адъютант» слушается очень тяжело. Но чудесная сама по себе «Выпь» была так прекрасно сделана, что могла бы затмить все предыдущие недочёты.
Увы, думаю я, что дело не столько в самом выступлении. А в том, что на большой сцене Третьего тура никто не хочет заниматься кропотливой установкой звука такому большому коллективу.
Но Мосгор стремительно теряет свои краски.
Андрей Букреев, автор
Click to view
Мне нечего добавить к уже сказанному. Просто послушайте вторую песню и приходите на Третий тур поддерживать этого необычного автора.
Анна Ковалёва, исполнитель
Click to view
Как стало возможным такое, что не прошла дальше Аня, я не понимаю и раньше сломаю голову, чем пойму. Есть только некоторые нехорошие предположения о том, что ей предложат изменить в нынешнем звучании. Я говорила тогда о множестве школ и учителей, каждый из которых во главу угла ставит что-то своё. Всё это скорее даже печально, чем обидно. На мой взгляд искреннюю интонацию можно только утратить, доверительность - только потерять. Как только включается представление о сценичности, песня теряет своё живое дыхание. И неужели в самом деле этого требуют от исполнителей?
Ирина Квитковская и Светлана Акбашева, дуэт
Click to view
После гениального «Апреля» вешать менее интересный «Сентябрь» странновато, но ладно, вторая так вторая. Обратите внимание, как не похожи друг на друга два прошедших дальше дуэта - Квитковская-Акбашева и Плужникова-Горовец... Этот объективно сильнее, но в конечном итоге всё решит концерт 2 декабря.
Андрей Васильев, исполнитель
Click to view
Зато теперь пришло время «Лилипутов». В исполнительской номинации Андрей Васильев прошёл и это закономерно.
Максим Розеншток, исполнитель
Click to view
Прошёл и Максим Розеншток. Вот вам Визбор, хотя Иваси, конечно, куда прикольнее.
Анастасия Воробьёва, исполнитель
Click to view
Хотелось бы ещё послушать, но эххх.
Александр Бочаров, исполнитель
Click to view
Несмотря на то, что первая менее удачная (или же неудачная вовсе, если смотреть строже), я была почти абсолютно уверена, что Александр пройдёт дальше. Редко на конкурсы авторской песни забредает молодёжь. Да, в этом году её гораздо больше, но так вот почти всю и отсеяли. Только рок лабать и остаётся.
Александра Фигуровская, автор
Click to view
Тут никаких вопросов.
Елена Жилина, автор
Click to view
Равно как и тут. Интересно только, что Лена теперь будет петь на Третьем туре.
Владимир Чирков, исполнитель
Click to view
Я предполагала, что Владимир Чирков пройдёт в исполнительской номинации. На Первом туре он выступил просто великолепно, на Втором - без того же ажиотажа, но на уровне. Но жюри решило иначе, если Андрея Васильева они пропустили петь Никитина, то Владимиру Чиркову предстоит выступать в Третьем туре со своими песнями.
Совершенно Летние
Click to view
Послушайте вторую песню, если ещё нет. Отдельной работой композитора (Елены) и аранжировщика (Людмилы) я уже восхищалась после четвёртого прослушивания. Но можно и ещё раз.
Ансамбль «Мадагаскар»
Click to view
Я сразу признаюсь в любви к этому прекрасному коллективу и сразу же оговорюсь, что это не единственная и даже не основная причина, по которой хотела, чтобы ребята прошли дальше. Дело в другом. В том, сколько из них пёрло энергии и радости, особенно в третьей песне! Было видно, как душа разворачивается и сворачивается. Нет, они не одни такие фантастически вовлечённые. Но многим этого драйва, этой жизни не хватает.
Вера Маханькова, автор
Click to view
А появление в списках Веры Маханьковой неожиданно удивило приятно. Я писала, что было бы куда круче слушать эти песни в сопровождении множества прекрасных инструментов, но главное, что их вообще услышали.
Павел Стюхин, автор музыки
Click to view
И вот ещё Болдова. Вновь согласна со мнением жюри. Прекрасный «Водопад» успешно прошёл проверку на запоминаемость; гитара, голос, эмоция - всё есть. Конечно, если бы была необходимость выбрать или композиторскую или исполнительскую номинацию, я бы остановилась на второй. Но возможность выпустить Павла на сцену дважды была. Мэтры тоже так рассудили.
Дуэт «Аквалибра»
Click to view
Сложнее дело обстоит с «Аквалиброй». Теперь, когда итоги известны, я могу прямо сказать, что все эти французские страдания мне лично не приглянулись вот совершенно. По субъективному критерию ноль. Но. Надо признать, что музыка интересна. И стихам соответствует удивительно. И сделан номер крепко, хотя и не во всём одинаково симпатично. Я была абсолютно уверена, что члены жюри тоже оценят именно композиторскую работу в отрыве от всего остального. И потому, усредняя результат, внесла дуэт в свой список. Не угадала. И огорчена, пожалуй. Во всяком случае здесь было что слушать.
Ольга Плужникова
Click to view
Приходится сейчас прикреплять первую песню, хотя она совсем не зацепила. Но Галич - да.
Андрей Кондратьев, исполнитель
Click to view
Угадала и удивлена. Рада буду видеть ВМК-шников на сцене Третьего тура, но рассчитывать на это нельзя было.
Ансамбль «Надежда»
Click to view
Успехов девочкам! Но, ещё раз забегая вперёд, одно из главных разочарований от итогов Мосгора связано с отсутствием в Третьем туре Кати и Тани по отдельности.
Николай Алтухов, автор музыки
Click to view
Опять попадание. Впрочем, последнее.
Александра Селезнёва, исполнитель
Click to view
Очень захотелось, чтобы Александра прошла во время третьей песни Второго тура. Не потому, что что-то конкретное изменилось, просто я вдруг втянулась в её манеру, в строгую гитару и вольное ведение мелодии голосом. Переслушала записи и утвердилась во мнении, что нужно всенепременно. Думала, три песни гарантируют успех. Интерес ведь был, вопросы какие-то возникали. Но нет, любопытство, видимо, вполне удовлетворено.
И это очередное поражение искренности в войне со сценичностью.
Екатерина Сергеева, исполнитель
Click to view
Но катино выступление было стабильнее. Бесподобный «Талисман», звучащий очень по-бардовскому Веня. Честно, я перечитывала этот злосчастный список множество раз, сперва в поисках Васильева, затем Ани Ковалёвой, затем, когда вдруг поняла, что нет и Кати, пытаясь исправить это недоразумение. Увы, даже вчитывание так не работает. А ведь Мосгор - в теории - определяет лицо авторской песни. Как же можно оставить его без хороших исполнителей?
Татьяна Казакова, исполнитель
Click to view
Да, страшная штука волнение. Но как хорошо бы было дать Тане возможность преодолеть его ещё в этом сезоне. Не закрывать год на такой недоразрешённой ноте.
Но на этом закончился мой список, из которого прошло 19 выступающих. Кто остальные 11?
Галина Брусницына
Click to view
Честно сказать, я удовольствовалась словами Галины Ивановны, которые, как мне показалось, услышала в коридоре. А сказала она, что пришла в первую очередь не в конкурс, а песни показать. Поэтому при прослушивании и оценивании я сразу вынесла её за скобки, даже не задумавшись, тем более, что слышала обе эти песни в более удачном исполнении. В своё время каждая из них как-то во мне отозвалась, но в этот раз они просто вышли за пределы обзора. Песню, тем не менее, прикреплю, пусть будет.
Дмитрий Сорока
Его песни мне в принципе интересны, но спетые три показались очень неровными. В прошлом конкурсе программа была сильнее.
Ирина Клейман
Всё сказала в прошлый раз. И да, это очередная победа техникоориентированной школы.
Полина Шкирёва
Спела хуже, чем могла бы и выбранные номера похожи друг на друга. Хотя, конечно, теперь есть шанс на Третьем туре услышать что-нибудь другое, поярче...
Жанна Попова (исполнитель)
Всё прекрасно: и звучит круто, и весело... Но абсолютно мимо направления. И «рука без изъяна»... Отметив высокое качество исполнения, не пропустила из соображений несоответствия содержания.
Ольга Каплюченко
Музыка не впечатлила, статична и стихи от неё убегают. Однако решал всё вопрос о степени АП-шности... Она нулевая.
Андрей Панченко
Нравятся некоторые его песни, но не те, которые прозвучали на Втором туре. Музыка «Когда меня нашли» рассыпается, в двух остальных песнях мелкие недочёты. Удивлена.
Мария Жданова
У Маши есть песни сильнее представленных, ни одна из которых меня как слушателя не зацепила, только как наблюдателя. Это показалось достаточно веской причиной, чтобы выбрать кого-то другого.
Екатерина Литвиненко
Насколько я понимаю, Екатерина пишет разложения для «Берега». Они интересные. А музыка мне не близка. «Девочка Потерпи» очень близка к рассыпанию, по крайней мере так запомнилась.
Ансамбль «Времена не выбирают»
Я бы их с большим удовольствием пропустила, если бы появились вакантные места. Но - после, а не перед тем же «Берегом».
Владимир Чирков (автор)
В принципе, уже всё сказала. Отдала предпочтение исполнительской номинации, а получилось наоборот.
Послушать всех прошедших в Третий тур можно 2 декабря.
Вот такие вот пироги.
Напоследок хочу ещё выделить Светлану Сергиевскую - автора интересного, но с больно уж короткими песнями, которых даже и трёх не хватает для полноты картины. Владимира Палта, особенно с «Наброском», Инессу Слюсаренко в исполнительской номинации и в составе КонТэ - в будущие победы этого дуэта мне хочется верить. Ну и студенты... студентов было много, они все были по-своему интересны.
Что касается нас самих... Наши шансы я оценивала в 40%. Всё-таки ошибок было много. Жаль, конечно, но что поделать.
Куда больше мне обидно за тех людей, о которых уже написала выше. Теперь, когда я не участник конкурса, могу окончательно переключиться в режим наблюдателя и неравнодушного слушателя. И вот с этих-то позиций горестно воззвать: куда же мы с вами катимся-то, господа?
Официальные итоги:
9 авторов (из 26)
9 исполнителей (из 28)
7 авторов музыки (из 18)
3 ансамбля (из 6)
2 дуэта (из 3)