Опять - по одной песне от каждого и неумеренные впечатления.
Посмотреть все номера Второго тура всё по той же ссылке:
Московский конкурс
Концерты авторской песни. Фестивали и конкурсы. Музыкальная лавка. Гитарная школа. Творческие мастерские. Форум. Фотогалереи. Архив
www.ksp-msk.ru
13 марта 2020 - 25 выходов на сцену
1. Овсянников Георгий, исполнитель
Click to view
Как человек, провозглашающий всюду торжество субъективности, прямо могу сказать, что предвзята. Когда на сцене Ф-овцы (ещё, к тому же родные, Университетские), разве не хочется, пропустив мелкие недочёты, просто радоваться? Тем более, выбор очень красивой, но довольно редко исполняемой песни позволяет. Ну и за день до концерта на Пятом Песенном я слышала её в условиях меньшей нервотрёпки, так что уже была под впечатлением. Единственное, можно было бы взять тональность пониже. Со второго прослушивания вникла в «Парагвай», но для конкурса это не самая подходящая песня.
2. Павел Стюхин, исполнитель
Click to view
Снова знакомое исполнение восхитительной «Глины», поди абстрагируйся - да и не хочется в общем-то. Павел пел её в музее физфака на акустическом концерте в этом декабре и был тогда единственным исполнителем - организаторы объявили вечер целиком авторским и пригласили только одного гостя с блоком трухановских песен. Что касается Мосгора, не стану вслух предполагать, кто куда пройдёт и кто что займёт, но кажется совершенно очевидным, что соответствующий спецприз уже фактически отдан. Кстати, должна ли я говорить,что вторая песня тоже прекрасна и достойна прослушивания?.. (А, соврамши, забыла про «Берег», но об этом ниже).
3. Владимир Чирков, полный автор
Click to view
Ладно, перестану говорить о знакомых и незнакомых песнях - в условиях маленького музыкального мирка это бессмысленно и бесполезно. Просто в случае этой подборки из знакомых выбираю любимую, поэтому никакой речи о её структуре и наблюдений, отличных ото тех, что уже когда-то высказывала, идти не может. Хотя, может, ошибаюсь. Про эту вот никогда не думала, что она почти пятиминутная! Да, было понятно, что не короткая, но о точном времени думать не приходилось - сидишь, слушаешь, погружаешься в этот музыкально-образный мир с расстилаемыми небесами, прямо по Козлову... Я это к чему - пусть длина не смущает. Действительно, много мыслей не вместишь в четыре строки. А если и умудришься - скажут, что ты по-рокерски образы громоздишь, не связывая между собой. Вот здесь не так. Впрочем, авторская песня она такая, на любителя, тут главная задача слушателя - понять, какую интонацию он воспринимает, а автора - быть готовым к долгому поиску своей аудитории.
4. Ирина Алфёрова, автор музыки
Click to view
Ну вот почему не попросили третью песню?.. Нет, то есть тут всё очевидно по ряду причин, но до чего же обидно, что нет теперь записи в том же формате (очень удобном, когда нужно быстро найти конкретную песню) и "Кузнечика", и "Музыки"! Я неизменно поражаюсь Ириному умению находить неизвестные и хорошие стихи современных поэтов. И поднимать их в вертикаль единственно возможным образом. Дух захватывает!
5. Феликс Шамиров, полный автор
Click to view
Первую, конечно, хоть вторая и про студенческую группу =)
Сценическое волнение - жуткая штука, пусть даже формально эта сцена - всего лишь небольшая ступенька, и до зрителей в первых рядах можно дотронуться, протянув руку. А вот на посиделках Феликс - один из основных исполнителей Щербакова, в том числе и довольно редких песен. Идти в конкурс в авторской номинации было смелой, но изначально обречённой идеей. Забегая вперёд: вон на третьем концерте подряд выступали Лена Жилина и Александра Фигуровская, нарочно не придумаешь.
6. Сергей Светлов, автор музыки (с Еленой Светловой)
Click to view
Очень-очень странное стихотворение, провоцирующее странности музыки. История печальная, это та же "Собакость", только про кота. У Тима Собакина ещё и название в два раза длиннее - "Послание рыжему коту, ушедшему в неизвестном направлении". Лирическо-ностальгическое настроение, очень ясное музыкальное решение первой строфы. А дальше вдруг, только сантиментальный вояжёр слушатель готовится расплакаться, как начинается "там-па-рам"... И возникает большой такой вопрос: что тут у вас происходит??? Только это оригинал такой! Это в тексте появляется некий сопливый крокодилоконь, страдающий от блох, затравленный, но при этом с "ласковыми руками"! Средневековые бестиарии плачут кровавыми слезами...
Но ведь Собакин - поэт как минимум неплохой, если не больше. Не дурак, не графоман, значит, это не просто ляп на ляпе, а приём за гранью добра и зла. Поэтому, кажется, единственно разумным решением было обыгрывать этот абсурдизм напускным веселием музыки. Вроде бы оно и есть (особенно в исполнении Елены), но недостаточно, не хватает контрастности между формой и содержанием. Не знаю, диссонасно-минорного прорывающегося аккорда, какого-нибудь внезапного болезненного перехода. И ещё более неумеренного мажора во второй строфе. Ну и это, нервный припадок, смех, переходящий в причитания, всё такое... И, конечно, никакого повтора!
Вот если бы всё это было, было бы просто огромное "вау". Если, конечно, слушатели сохранили бы психику после подобных экспериментов. Я вот за последнее не ручаюсь...
7. Андрей Васильев, автор музыки
Click to view
На первый взгляд песни кажутся довольно похожими по настроению, отдельным ходам, куплетно-проигрышной структуре, между тем, насколько они разные по занимаемым нишам! "Прощальное отплытие" значительно интереснее музыкально, а вот более "авторская" и по музыке, и по тексту - болдовская осень "Элегия". И сразу можно сравнить разницу в нагрузке на флейту, во втором случае она всего лишь инструмент необязательного аккомпанемента, а вот первая песня без неё немыслима. С 01:54 и до конца проигрыша - просто восторг! Хотя тоже музыка гипнотического характера, подавляющая волю. За такой флейтой в море пойдут хоть крысы, хоть дети... Другой вопрос, оценят ли это блюстители жанра.
8. Ансамбль «Поколение NEXT»
Click to view
А вот пример бесспорного выступления, о котором просто нельзя судить с точки зрения вкусов. Тут не только "имеющий уши да услышит", тут вне зависимости от зрительских пристрастий налицо уровень и мощь. Да, я опять не могу придумать достойной представляющей речи, снова и снова беспомощно разводя руками и говоря: слушайте, слушайте, слушайте. И пусть записи ансамблям вообще противопоказаны - даже и в записях тоже. Хотя бы для того, чтобы не пропустить потом по лености концерт и иметь возможность оказаться в центре этого сносящего потока. Чтобы знать, кто сегодня хранит и бережно передаёт дальше песни золотого фонда. Чтобы не точил мозг червячок антиансамблевости и чтобы не поддерживать праздные разговоры о разрыве связи между поколениями...
9. Лидия Щербакова, полный автор (с Малинадой)
Click to view
«И жаждет жертву в виде смерти...»
Заархаистиченный склад ума не позволяет по достоинству оценить песню о новаторе-Пушкине и уж тем более о его романах, популярных в Британии (может, мы просто о разных Пушкинах говорим?), так что я просто оставлю её здесь и скажу только, что впечатляюще быстро дуэт разросся до квинтета. Всего-то прошло два года с прошлого конкурса и вот уж Булгаков сменился Пушкиным, а коллектив стал в два раза больше. Интересно, эти факты связаны между собой? То есть, мне достаточно было десять лет назад переметнуться в другой лагерь, чтобы сегодня в распоряжении был целый оркестр? =)
10. Ансамбль «Малинада»
Click to view
«Дома посиди, как все...»
Злободневно! А вообще песня изобилует перлами, а исполнение - гиперкоррекцией. Простите меня, покусанную диалектологами, но едва ли не половину старательно выпеваемых "о" надо запрятать обратно. Зато, чего у«Малинады» не отнять, так это стабильности в вопросе выбора запоминающегося репертуара. История шедевральная!
Если серьёзно, то наличие своего стиля очевидно. Просто я пока не понимаю, где заканчивается стёб и начинается безумие. Даже не Серебряная Свадьба получается, а вообще какая-то гремучая смесь. Любопытно, но боязно узнавать её состав.
11. Павел Стюхин, автор музыки
Click to view
Продолжаем тему кос и оселков. Кажется, на эти стихи уже встречала песню, но в упор не помню, чью, где и что в ней было интересного. Не важно, в любом случае здесь что-то совсем другое. Выбранные для конкурса номера друг на друга очень похожи (ладно, не так сильно, как показалось при живом прослушивании, но первое впечатление - такая штука), только в "Городе" сильнее всего слышно влияние Труханова, а в "Водопаде" поверх этого неожиданно добавляется Гребенщиков, одно конкретное место у Снайперов и ещё отголоски какой-то известнейшей песни известнейшей группы, которую я слышала в околобессознательном возрасте и потому не знаю, на кого теперь ссылаться.
Тоже к слову о гремучих смесях, но, если говорить о музыке, они часто порождают что-то принципиально новое. Так и выходит - кроме некоторых хорошо опознаваемых мест сталкиваешься с незнакомой стихией. Как минимум интересно.
12. Янина Бирючевская, автор музыки
Click to view
Ну и не уходя далеко от Снайперов - песни, написанные на чужие слова и музыку называются соавторскими и в рамках конкурса не рассматриваются вовсе...
Шестиминутная «полезай в дупло - там тепло» с фолково-мельничным уклоном вообще-то говоря по-своему интересна, но слишком длинна как для иллюстрации сейчас, так и для выступления тогда. А с другой стороны - кто после такого скажет, что на бардовских конкурсах нечего слушать? х)
13. Ансамбль «Берег»
Click to view
Правила конкурса строги: ансамбли не могут петь авторские вещи, только исполнительские. Бережане - народ многоопытный, обратили внимание присутствующих, что сам Андрей Мещеряков свою песню не поёт, а значит конкурсантом в данном случае является весь коллектив. Формально не подкопаешься. Для записи слишком много голосов, инструментов и микрофонов, так что получилась фонящая каша, а в вот живом звуке было здорово, хотя аранжировка очень нагруженная. Вторым номером ансамбль выдал прекрасную "Выпь", которая даже записалась относительно неплохо. Так что пусть она тут и будет (Да, это как раз к слову о спецпризах).
14. Ольга Каплюченко, автор музыки
Click to view
Очередной гипнотический саундтрек для фильма ужасов. Музыка в какой-то момент совершенно отрывается от стихов, когда они уходят вперёд, а она остаётся статичной. Пожалуй, пусть здесь будет и вариант Виктора Попова, хотя и он оказался не таким динамичным, как помнилось.
Click to view
15. Светлана Сергиевская, полный автор
Click to view
Хорошо, что попросили третью! Она оказалась очень удачной. "Рикша" - очень странная, песня про Арбат любопытная (снова ярмарки, откуда столько народности в этом конкурсе?), но тоже очень уж необычная. Но, кстати, имеет смысл послушать ради славной переклички с предыдущим номером: то ветер обтягивает красные ладони, то вечер плечи обнимает. Да и вообще, оглянитесь на предыдущие полтора концерта - найдёте с десяток общих мотивов. Подобная цельность конкурса, соседствующая с его разнообразием, - поразительная вещь.
16. Полина Шкирёва, исполнитель
Click to view
Вот вам ещё к Бродскому. Вообще у Полины в репертуаре есть более интересные песни, мне кажется, в выбранных она не раскрылась. Ну и похожи они тоже, особенно в партии голоса слышно - эти прыжки вверх в концах строк образуют монотонность в обоих случаях. Послушайте в качестве второй фахртдиновскую с прошлого Мосгора. Хотя больше всего мне нравится Полинина деятельность с ШаРом, конечно же. Жаль, что ребята не пошли в конкурс вместе.
17. Мария Жданова, полный автор (с Полиной Шкирёвой)
Click to view
В этом году Маша пела на Топосе (в
1 отделении, ищите с 01:07:00) ностальгически-осуждательную песню про фонари, которые заменяют электрическими проводами. С переносом на человеческие взаимоотношения, конечно, ибо, кажется, это центральная тема её творчества. Вот она запомнилась. Или "Винтик" - пусть песня и не новая, но есть ощущение, что прозвучала бы выгоднее, чем любая из выбранных. В итоге - хорошее выступление во второй номинации, но опять недораскрытость в авторской: слишком частная "Любовь" или наставительное "Спешите" нацелены на узкую молодёжно-инфантильную аудиторию, которая сама не пришла ещё к тем же выводам и наблюдениям. Школьники?
18. Александра Коленбет, автор музыки (с Вакансиями)
Click to view
О, дошли до архаистов!
Ну, что тут скажешь... Хотя думали, что облажались куда эпичнее, чем зафиксировало видео, всё-таки косякнули знатно. Казалось, мы уже переросли период маловозрастного коллектива, тушующегося на публике, но достаточно было одной только долгой настройки микрофонов и неподключившейся гитары, чтобы "правильное сценическое самочувствие" улетучилось, как у неофитов. И тогда-то всё полетело в тартатары после первой запинки. Уже после над нами вволю посмеялись, что тащить на конкурс "Жирафа" вообще было наглостью. Пожалуй, и правда прокол, будто претензия.
А за Алексея Константиновича обидно по-человечески, тут песня переобкатана на одном только Первом Снеге, так что, взбодрись мы чуть-чуть и вернись в рабочий режим, даже удовольствие бы получили.
Злосчастный Второй тур - пой себе и радуйся, но до такой непрошибаемости расти ещё и расти.
19. Анастасия Занадворова, полный автор
Click to view
Нужно ли вообще что-то говорить о песне про котов?)
Зато вот вам живой пример человека, который не только не смущён длиной песен, но и шутит над этим, вызывая бурную реакцию усталого зала. Подумалось тут, что в каждом конкурсе под вечер должен быть свой автор в красной рубашке. "В кастрюле спрятался пельмень..."
20. Андрей Букреев, полный автор
Click to view
И вновь к серьёзному и захватывающему. Авторская номинация в этом году просто лопается, не представляю, какие споры предстоят членам жюри. Юбилейность ли так повлияла... Вот "Виктор Петрович" просто великолепен. И на посиделках после Первого тура Андрей спел ещё несколько сильных песен, так что оставалось только удивляться, как же присутствующие до сих пор не знали этого автора.
21. Карасёва Мария, исполнитель
Click to view
После встрясок непросто возвращаться к обычному течению концерта. Кто-то умный говорил, как сложно выступать после сильных номеров. Мол, главная задача - вывести слушателей из предыдущего состояния чем-то максимально простым и стабильным, чтобы переключить их в другой режим, а уже потом на новом, заданном тобой уже фоне раскрывать собственный потенциал. Но для такого нужно огромное количество уверенности и той самой конкурсной толстокожести, которая противоречит возможности участника быть ещё и вовлечённым слушателем. Мне кажется, второе важнее.
22. Мария Жданова, исполнитель
Click to view
Про Машу, в общем-то, я уже всё сказала (кроме того, что она тоже участница Ф-а). Рада была услышать эту песню, в прошлый раз пришла на мастерскую уже на обсуждение исполнения, которое пропустила. Интересная.
23. Екатерина Литвиненко, автор музыки
Click to view
Фрагментарно понравилось, но некоторые мелодические решения вызывают большие вопросы. И всё-таки эта песня интереснее первой хотя бы выбором стихотворения.
24. Андрей Мещеряков, автор музыки
Click to view
Больше понравилась песня на Родионову, но запись не очень хорошая. Приходите слушать живьём. Ну или вот тогда старая, прошломосгоровская.
25. Вера Сухомлин, полный автор
Click to view
Вторую песню, потому что первая ещё длиннее...
Боюсь, это максимально полный комментарий, который могу дать.
В итоге, уфффф:
9 авторов музыки
8 полных авторов
5 исполнителей
3 ансамбля
Довольно любопытная статистика...