Поствторотурное предварительно-вакансианское со сплошными числительными в пределах трёх

Mar 16, 2020 04:17


Подозреваю, что так происходит не со всеми, но мы с Вакансиями (ежели не врут) во время важных выступлений со сцены слышим либо безоговорочно идеальное исполнение (редко, но бывает), либо одни только лажи. На выходе получается мозаика, которую примерно так и складываем: Маша, ты где лажанула? А я где? Егор, а ты сыграл то-то и то-то? А текст мы вообще тот спели? - ну что ж, значит всё не так и плохо. Или наоборот, выясняется, что провал на провале и неясно, как вообще земля не разверзлась под нами. Когда пою одна, чаще всего почти не слышу гитару и даже не всегда могу с уверенностью сказать, настроена ли она. Наверное, это больше от направленного внимания, чем от волнения - от волнения руки-ноги дрожат, но неприятно и то, и другое. Зато и с тем, и с другим можно бороться. Ура!)

С волнением - банально количеством выходов на сцену. И далёкостью зала тоже, в большом тёмном зале петь легче, чем в маленьком и близком, где неизменно утыкаешься взглядом в зрителей первых рядов. Тут такая штука - поёшь-то ты для людей, но обращение к конкретному человеку (в том числе и банальный зрительный контакт) по большей части мешает. Будучи проводником музыки, выступающий должен оставаться в ней, отвлечётся на что-то - потеряет эту связь. Противоречит ли это открытости и готовности вступать в диалог, пресловутой камерности? Я думаю, нет, ведь, принося песню как главную ценность, ты обращаешься напрямую ко всем, кто готов слушать - без посредников-взглядов или ещё более неумелых бытовых слов.



Другой вопрос, что нельзя оставаться отстранённым на протяжении всего концерта. Тут на помощь приходит необходимость, объявляя песни, реально общаться вербально. И это та часть, которая мне больше всего понравилась в прошлогодней ФнФ-овской отчётке. «Кажется, мы пришли разрушать стереотипы, что в АП одни математики» и прочие минутно-забавные ситуативные находки. По большому счёту это то, ради чего стоит ходить даже на те концерты, на которых не прозвучит ни одной новой для тебя песни. Хотя на серьёзных мероприятиях (возьмём ту же споёмку), а уж тем более - на конкурсах всем строго-настрого запрещено болтать и здороваться. Оно и понятно - легко начать нести пургу, потому что умение хорошо (читай - коротко и по делу, но не впадая в занудство и перечисление) говорить не появляется без достаточной практики. И в любой момент может подвести. В то же время - где этому учиться, если не в реальных условиях? Упражнения перед зеркалом и камни во рту не помогут сами по себе.

Это совсем далеко уже от волнения, которое само по себе было побочной темой, но, чтобы всё-таки закончить мысль: самое здоровское - закрепить своё право на нахождение на сцене первой песней, исполненной на лучшем возможном уровне. Спеть что-то простое до примитивности или такое запетое, что ошибиться просто невозможно. А потом уже - успокоившись, привыкнув к сцене, приступать к более сложным и интересным вещам.

И вот тут вопрос - удачная ли это стратегия для конкурсов? Да тридцать три раза - нет! Тут действует другой закон, по которому самое главное впечатление - последнее. Значит, лучшей исполненной песней должна быть вторая, а вперёд имеет смысл пускать более сложную. Скажите, прикольно - следуя этой логике, ставите себя в ситуацию, когда на непростой или сыроватый материал накладывается волнение от самого факта выхода на сцену! Зато есть некоторый шанс реабилитироваться второй песней, если только она не будет значительно скучнее запоротой.

Впрочем, универсального решения нет: на Топосе я сперва спела простую, а потом в самоуверенно-спокойном состоянии запорола красивое место второй, после которой нужно было уже возвращаться в зал. На Мосгоре мы страшно накосячили в первой и вторая, сыгранная лучше, хорошего настроения всё равно не вернула.

Есть ещё вариант до идеального состояния довести обе конкурсные, оттачивая их на разных площадках. Но это означает гонять всюду один репертуар. Не так интересно, тем более, что зрители по большей части везде одни. То есть, я хорошо понимаю людей, которые так поступают - это разумно, но меня очень бы утомило. И без того часто сталкиваешься с ситуацией, когда спеть что-нибудь в тему и при этом новое для всех присутствующих невозможно, да и сколько ни крути небольшое количество сделанных песен в разных комбинациях, а все их исчерпаешь рано или поздно.

Ну и последнее о выборе песен - иногда появляется теоретическая третья. От неё порой больше вреда, чем пользы. Во-первых, она должна быть стабильной. Это спасение на тот случай, если третью попросили из-за запоротой второй. Во-вторых, она не может быть слишком простой, чтобы не портить сильного впечатления, если её попросили, чтобы его подтвердить. В-третьих, вспомним про смысловые блоки и великое правило большой разницы между всеми номерами. Третья песня должна быть как-то связана с предыдущими, но при этом разительно отличаться от обеих. Новый тип аранжировки, другие инструменты, иная мелодика. То есть её выбор и подготовка - такое же серьёзное занятие, как и работа с «основными». Столько же времени, любви и внимания. И тут, наконец, самое главное - её ведь с вероятностью в 80% не попросят! Смешно, что это вообще ни о чём не говорит, точнее - говорит слишком о многом, чтобы точно понять - о чём именно.

Мда... Вернёмся к направленному вниманию. Здесь спасение - лёгкость отношения. Не будет важных сцен - не будет фрагментарной памяти. Просто только на словах: если тебе наплевать на результат, зачем тогда вообще рыпаться? Зачем работать и где ответственность перед Логосом? И слушателями, кстати говоря. Можно быть пофигистом, если уверен в успехе: знаешь сцену, звукорежиссёра, зрителей и при этом не планируешь ничего запредельного. Вот это - практика, практика и практика, а ещё отточенный материал. Иными словами - время. Время, за которое ты уже посетил или проигнорил все конкурсы, обрёл имя и значимость и можешь позволить себе просто жить, петь и радоваться, никому ничего не доказывая. Можно, конечно, никому ничего не доказывать, сидя у себя дома, но давайте не будем впадать в обломовщину.

А короткий практический совет - посадите в зал знакомого. В худшем случае он расскажет, что вы там такого напели. Это будут более надёжные сведения, чем обрывочные воспоминания. А в лучшем - он просто снимет происходящее и покажет это прежде, чем вы полезете на стенку в ожидании официального видео.

Всё вот это вот - предварилка к новости, что вчера начали выкладывать видео со Второго тура 13 марта. Она должна была быть короткой (и была бы, если бы нас уже выложили и я смогла бы вместо разглагольствований спокойно заняться просмотром остальных участников, посчитав свои косяки и угомонившись после этого, но мы были восемнадцатыми...), но как вышло, так вышло. Зато в следующем посте я торжественно обещаю держать рот на замке, а пальцы - подальше от клавы, ограничиваясь лишь короткими замечаниями и честно делясь любопытными, странными и восхитительными номерами вперемешку.

Второй тур, 2020, ЦАП, Есть Вакансии!, печальное, как говорил незабвенный Кири-Куки, концерты, авторская песня, Мосгор

Previous post Next post
Up