С некоторого времени по средам снова хожу в школу. Сегодня вон даже тащу с собой стопку учебников по русскому языку - всё по вине смешного предмета под названием теория и методика преподавания. Через неделю мне предстоит проводить урок по морфемике для пятиклашек, которых с разной долей старания и вникания в возрастную психологию отыграют мои одногруппники.
Первую половину пары кто-то рассказывает о существующих пособиях, потом другой человек проводит занятие. Сегодня мы были девятым классом, а новоиспечённая учительница раскатывала нас сложноподчинёнными предложениями, грозилась скорым ОГЭ, вызывала к доске, без конца опрашивала, вообще была сурова и строга, даром что без очков. Волей-неволей вспомнишь тут контрастную радость от поступления после 11 лет этого маразма. Ладно, за некоторыми оговорками 2 первых класса можно опустить и реабилитировать хороших учителей кратким "они бывают", но возвращаюсь-то не к таким, актуализируются будни старшей школы.
На первом курсе я научилась дышать. Безграничную свободу и счастье бытия осознала только в октябре: вид ГЗ неизменно приводил в неописуемый восторг, уважение к личному пространству стало казаться естественным, учёба была в радость. Мы заново родились тогда, почувствовали себя теми самыми горьковскими Человеками. Гордыми настолько же, насколько и умными или самоуверенными. Пусть домашка есть, пусть на лекциях отмечают, пусть на сто адекватных педагогов есть один... со странностями. Эта капля дёгтя была так ничтожна, что её можно было вычерпнуть прежде, чем она отравила бы весь бочонок.
Но школа началась до методики, она неожиданно вернулась на втором году обучения, когда уже сложно поверить, что можно было когда-то сидеть за партой по стойке смирно и поднимать руку ради каждого малоосмысленного изречения. Наши нынешние игры хоть и раздражают немного, всё же направлены на усваивание техник ведения урока, пусть и спорных, устаревших, столь далёких от ставших привычными ЗПШ-овых или ШЮФ-овских. Истинная школа вернулась в виде санкций, гневных взглядов, вертикальных конфликтов и полного отрицания наличия у студента сильных и слабых сторон, научных и бытовых интересов, занятий и обязательств, не связанных с твоим распрекрасным предметом. Призыв расставлять приоритеты правильно был неприкрытым запретом на самостоятельное их расставление. Но мы больше не пятый класс и даже не девятый. Не надо учить нас жить, мы и раньше об этом не просили. Стипендии лучше не привязывайте к прихотям экзаменатора, тогда даже помогать материально не нужно, сами справимся. Ну не хотим слушать - набьём свои шишки, сами дурни. Но это право выбора. Священное человеческое право, на него никто не может посягать.
Завтра - кроме Пятого Песенного Ф-2020 - учебно-воспитательная комиссия. Учить чему-то полезному и душеспасительному нас там не будут, всё сплошь воспитывать... ну давайте поиграем в провинившихся детей. Глазки в пол, голосочек слабый, словарный запас "простите-извините". Смешно.
...В шестом классе перед уроком физры мы с девчонками играли в коровку в ожидании красочных глюков. Да, глупо и опасно, мы и тогда это понимали, но не удержались по большей части из любопытства - а что, правда что-то интересное увидим? Нет, неправда, чушь собачья. Но мы - человек шесть - попали на разборки прямо к директору. Не знаю, откуда они вообще узнали, что происходило за закрытыми дверями раздевалки, и какой смысл был в том выговоре. Бессильные учителя метались перед нами в панике, зачинщицы всего этого безобразия угрюмо и героически отмолчивалась, случайные слабохарактерные девочки, проникнувшись, пустили праведную слезу. Мне было 13 лет и ситуация уже поддостала, поэтому я просто сказала, что мы накосячили, но всё поняли и осознали, повторять не собираемся, так что было бы неплохо нас уже отпустить. Понятно, чуть мягче сформулировала и не таким сердитым голосом, как хотелось бы, произнесла, но идея была понятна. Когда всех наших мам вызвали в школу, больше всего были обеспокоены моим ответом. Мол, все раскаялись, а она какая-то подозрительная. Ещё и носит чёрную одежду (это при запрете на синие джинсы, на минутку), у вас вообще всё хорошо?
И в самом деле ничего хорошего. Вот, например, в моём любимом Университете из хорошего остались едва ли не одни только студенты - наивные, бесправные, но сохраняющие искорку жизни существа, которых может стать меньше в любой момент. (Вот вам загадка: что гудит и исходит мёдом? Правильный ответ: группа неотчисленных студентов в отношении преподавателя, который только что подвёл под нож их товарищей)
Ну и да, не так давно я почти всерьёз думала, что в крайнем случае можно и в школу. Так вот, если увидите меня учителем русского - пристрелите на месте, это не я, а доппельгангер. Если я буду в общеобразовательной школе вести литературу, на всякий случай задайте каверзный вопрос. Но готовьтесь принимать меры, вдруг это снова буду не я...
А до ЗПШ-и теперь жить и жить...
UPD. Пожалуй, стоит добавить, что я не могу не солидаризироваться с угнетаемыми студентами и школьниками, даже если все мы поголовно неучи, бездари и сволочи, но прекрасно понимаю, что преподы - такие же уставшие, злые люди, которых мы раздражаем порой одним своим присутствием, невольно являясь источниками этих самых мучений. Отчего бы просто не жить в мире, снисходя до человеческих отношений?..
Кстати, это ведь почти Княжнин:
Лентягина
Мой муж сидит с слугой? Не может быть; нет, нет.
Да! так, с слугой сидит! - что этого ужасней!
О, люта часть моя! - и оба в колпаках!
О, подлая душа! - ах, кто меня несчастней!
Я чувств лишаюся, и меркнет свет в глазах! (Плачет.)
Лентягин
Что сделалось тебе, супруга дорогая?
Пролаз
Так эта женщина, мой друг! жена твоя?
Лентягина (с сердцем, Пролазу)
Бездельник! смеешь ли ты, с места не вставая,
Почтенья не казать, забывши то, кто я?
Пролаз
Или нельзя сидеть, тебя мне почитая?
Лентягина (мужу)
Ты видишь глупости твоей теперь плоды.
Какую горьку я должна с тобой пить чашу!
Подлец дерзает мне...
Пролаз (Лентягиной)
Поди и сядь сюды;
И филозофию не разрушай ты нашу.