Крокодил, Годунов, Труханов...

Mar 01, 2024 07:17


Ну и короткой строкой о том, что вообще происходит.

На пороге тайной базы Межгорода встретила Машу Жданову, уходящую на «Полчаса до весны». Её я, конечно, не посчитала в списке «случайных встреч», это было более-менее ожидаемо.

А шла, собственно, проводить посиделки - мы играли в песенного крокодила в том числе. Загадывается песня - если есть возможность её спеть, то поётся.



Лайфхак: лучше, чтобы новая пара «загадывающий - отвечающий» уходила на обсуждение уже во время песни, иначе динамика провисает.

Большую часть играли по-крокодильи - в смысле, объясняли жестами. Но и по принципу «двух П» тоже попробовали.

Из минусов: выяснилось, что ребята давно не собирались на обыкновенные посиделки и - внезапно - реально хотят просто петь.

Я про себя понимаю, что «просто петь» давно уже не хочу - это ощущение так и не ушло (или то - не вернулось). Мне нравится разделять совместный опыт, когда он увлекателен, мне нравятся песни как повод для разговоров. Может - и для частных переживаний тоже, но для охоты на частные переживания странно выбирать общественные посиделки, лучше дома диск поставлю или на концерте в темноте посижу. От выступления мне нужна глобальная идея, обсуждение было бы интереснее одного только восприятия. И идея «мы собрались попеть - и хотим только этим заниматься как можно дольше» всё сильнее и сильнее отдаляется.

В общем, раз последний четверг месяца был отдан мне (как комиссару, кашеваром был Макс Сизонов), считала, что могу и распорядиться им действительно по своему усмотрению - и вообще изначально собиралась играть в Завалинку. (Вернее, совсем изначально - в смесь «Завалинки» и «Морского боя» - и реально с песнями, но по ходу пьесы задание упрощалось до полного отказа от исходного плана). Но с ней не сложилось, потому что прилетела в конец февраля в страшной запарке. Ну и с пониманием, что ожидания у людей другие - Крокодил-то хоть был «песенным».

Ещё провели круг антиассоциаций. Нужно было спеть песню, максимально отличающуюся от предыдущей - не напоминающую её ничем. Не уверена, что из этого что-то вышло.

Вообще моя позиция тут простая: мозг всегда ищет связь и закономерность, так что песни, выбранные по антипринципу точно так же как-то перекликаются между собой. Так мы играли не слишком долго, но я думаю, что это стало бы понятно и тем, кто участвовал в забаве без конкретных ожиданий.

Но был смешной момент, когда третья песня в цепочке ощутимо напомнила первую - это все отметили.

Самые забавные объяснения из сегодняшних достались Максу Розенштоку и Лёше Школикову.

Макс сперва экспрессивно «прощался», а потом очевидно куда-то «улетал», но этого нам для понимания было мало. Разводил руками, будто он самолёт, падал на пол и смотрел страдальчески.

- «Мой самолётик помер»???
- Не, ну это явно не «навсегда помер»!

В общем, предложили разобрать первую строчку по словам - их оказалось пять.

- Итак, первое слово...

Тут ведущий не выдерживает накала страстей и с горечью восклицает:
- Ушло!!!

Второе слово оказалось глаголом движения в единственном числе и третьем лице. Дальше в работу пошло даже количество букв. Третье состояло всего из одной - так что за три секунды раскусили, что это предлог «к».

В четвёртом слове было уже четыре буквы - и больше Макс даже показывать ничего не стал, но вариантов было предостаточно: к реке, к небу, к тебе, к луне...

Настя Григорьева, которая загадала эту песню, страшно извинялась и хихикала.

Наконец, Макс вновь поднял руку - очень целенаправленно указывая на что-то, одному ему ведомое, над головой. Кого-то озаряет, что объект, видимо, вполне реален -  и это «крыша». Почти «Я поднимаюсь в лифте», лишь чуть-чуть не сходится!

Правильный ответ: «Маша подходит к краю крыши...». Круг ложится от того, насколько точно слово «Маша» в лице Маши Ждановой именно что «ушло»! На дркинское мероприятие, ага-угу.

Лёша объяснялся уже только с помощью слов на «п». Сказал, что «припев про песню»; что есть «пароход», а лучше «поезд»; помянул Пустырник, привлёк «Португалию», чем изрядно всех озадачил. Песен про Португалию мы, кажется, не знаем... Загадывала Ася Брюсова - но, как ни странно, не Щербакова - это в первую очередь выяснили.

Затем вспомнил, что «португальский» - прилагательное. И на секунду стало ещё сложнее, а потом Вася догадался:

спой мне про рынду
с португальского корабля...

Начинали для разгона «Сном об уходящем поезде», так что на этом чудесном зацикливании Левитанского и Медведева условный «круг» остановила. Считаю, что все молодцы, хотя сложно было только ребятам, в остальных случаях разгадывали сильно быстрее.

И дальше вовсе бразды правления отпустила. Ещё три часа ребята пели, а в полночь поздравили с наступившим днём рождения Юлю Ревякину.

В целом я получившимся вечером скорее довольна. Идея с крокодилом давно ждала своей очереди - все песни мы спели, было ощущение вывода игры на новый уровень. И - после объяснений и воспоминаний о них - петь упомянутые строчки прикольнее!

А Завалинка ещё подождёт.

...а вчера с Алей Коротенко сходили в театр Фоменко на «Бориса Годунова». Очень давно планировали вместе выбраться, тут она выловила пригласительные - и сложилось наконец.

...Знакомый-из-Киноклуба встретился ровно у дверей. Сказал, что это спектакль специально для них - сотрудников и студентов кафедры феодализма - что он сюда привёл студентов, что попасть сложно. Собственно, от него - за десять минут до начала - узнала, на что вообще пришла. Аля и сама не сильно вникала - только убедилась, что что-то хорошее, - а я как-то даже не спрашивала.

Поговорили про киноклуб. Тот состав, оказывается, ещё собирается!

Меня были готовы незамедлительно добавить в группу - и знала бы о новостях ещё одной любимой компании - но тусят они в телеграме. «Чего нет, того нет, но у меня, вроде, была твоя почта..,» - привычно отчиталась, не впадая в уныние и вообще больше удивлённая встречей, чем настроенная всерьёз возвращаться-в-прежние-места. И тут мой собеседник чуть ли не поклонился (!) - во всяком случае показалось так! - и очень галантным голосом произнёс: «Почта почтой, но новости-то в телеграме. Добро пожаловать!»

И так же с уважительным светским поклоном растаял в темноте. Мне, наверное, стоило вслед присесть в реверансе - больше ничего и не скажешь.

А потом выяснилось, что мы недалеко друг от друга сидели - и пришлось ещё раз кивать, хотя по всему кажется, что после такого выразительно-посылающего «добро пожаловать» стоило бы ещё столько же лет не видеться, чтобы загладить впечатление от него. Я, впрочем, не в претензии, а в восторге. Диковинные люди историки - и время было хорошее. Правда время реверансов и галантности )

Спектакль...

Во-первых, традиционно, - я давно не была в театре! В этот раз без трёхлетнего выпадения, но всё же. В театре Фоменко прежде бывала один раз, наверное. Не помню, на чём, это очень давнее воспоминание. Очень уютный - и сотрудники приятные, и симпатичный, эээ, логотип?.. эмблема! пусть будет «эмблема», да.

Сидели мы в амфитеатре. Изначально боковые места, балкон немного загораживал обзор, но центр был свободен, так что подвинулись - и было всё прекрасно. Я почти не думала о свете и звуке =)

Построен спектакль очень интересно: в сценарий включены реплики Петра Наумовича. Всю дорогу нам показывают архивные записи с занятий, где он объяснял актёрам, что ему нужно получить, делился мыслями о персонажах - и о жизни вообще.

- Что молчите? Не согласны?

И я, да, хотела бы с чем-то поспорить! Где-то мне не хватило комментария, хотя бы исторической справки (они иногда были - но не везде), позволяющей создавать беспристрастную картину действительности. Во втором отделении это впечатление нарастало - так что по итогу от спектакля остались смешанные чувства. Хотя Фоменко очень харизматичен, много шутит - и зачастую интересно и глубоко думает. Где-то полностью соглашалась, радуясь, что ловлю его мысль и могу присвоить её - в хорошем смысле, как песню в исполнительском репертуаре. Должно быть, здорово было учиться у него, у Мастера.

Актёры в театре «служат». Я это знала, но забыла, а тут услышала опять - и снова порадовалась. Это очень красиво.

Сама постановка тоже очень красивая. Продуманная, слаженная - с игрой света, с песнями - в том числе и почти что с «авторской песней», восхитительно - живыми колоколами, регулярными подколками из-под потолка (реплики и звучали, и выписывались на задник), переодеваниями, хитрыми сменами сцен..

...в общем, я всё ещё не театровед, чтобы говорить об этом правильно! Но то, как эта вещь сделана, понравилось очень.

И я однозначно рада, что удалось с ней ознакомиться так, придя с актрисой по блату! Пойду ли второй раз по билету?.. Не знаю. Разве что показать кому-нибудь, кто бы потом посетовал на недостаток объективности. Я всё-таки немного сержусь на Пушкина за его образ Годунова. Мне кажется, в основном читатели и зрители не идут дальше этой ширмы - в смысле, что ни текст, ни спектакль не провоцируют, они будто исчерпывающе описывают события. Сегодня пятилетний ребёнок знает, что отвратительный Годунов бессовестно зарезал цесаревича! А я, хоть и не с кафедры феодализма, после Смуты считаю эту мутную историю и своим профессиональным интересом. Просто это профессионализм ролевика, а не учёного. Но не нужно быть учёным, чтобы понимать, что у нас слишком (исчезающе!) мало достоверных свидетельств его вины.

И мне вот по-человечески кажется это несправедливым по отношению к настоящему Годунову - из века в век рисовать ему мальчиков кровавых в глазах.

...Отрепьев хорош! Мнишек тоже прекрасна, сцена у фонтана - уххх!

Сцена в лесу - и следующая за ней в Царских палатах! Тут всё красиво - но особенно то, что Самозванец засыпает, положив под голову седло убитого коня - как символ и одновременное подчёркивание пустоты, необоснованности его устремлений к власти. Его конь умирает, вынося седока с поля сражения, где полегло всё войско (включая Курбского - Курбский тоже в спектакле хорош!) - умирает «освобождённый», выпущенный на волю. Впрочем, красивый жест не исправит некрасивой ситуации.

Годунов пока ещё управляет своим конём-народом, но через сцену внезапно тоже умрёт. Но коня-народа на волю не выпустишь - он всегда переживает наездника. Так Отрепьеву никогда не «достичь высшей власти», довольствуясь лишь её атрибутами, а Годунову никогда не удержать её.

И дополнительно мне нравится тут наблюдение Петра Наумовича, что самозванец так тоскует из-за коня, потому что это единственный его друг и собеседник. Из-за тотального одиночества, вечного вранья. А тут и самое верное существо - спасло, но погибло. И одна эта смерть выше смерти заметных военачальников и рядовых солдат.

...И вновь - музыканты с живыми инструментами (а, «вновь» это как в «Алых парусах», о которых ещё не написала. В общем, там был клёвый трубач - тут тоже. Если бы сидела ближе, может, поняла бы - вдруг это один человек. Быть трубачом в спектакле - забавно. Хотя ответственно...)

Было о чём подумать. И было много смешного! Поэтому даже спектакль называется «Комедия о трагедии». Фоменко сказал, что чистая трагедия сегодня обречена, что без комедийного начала она теряется, становится скучной и блёклой. Соглашусь уже и с тем, что без чувства юмора в унылую и рутинную полутрагедию-полупрозябание можно превратить любой сюжет - в том числе и жизненный. А контрасты, да, они всегда хорошо работают, оттеняя оба понятия.

Ну и прекрасно, что мы осуществили наш древний-древний план. Ещё одним, ххе, гештальтом меньше )

...Впереди много всего. Мы с Межгородом готовимся к показу «Шести стадий любви», о котором тоже ещё так и не написала, но ближе к новой дате доберусь. И к ДОДу.

Во вторник поём щепочным ансамблем в никитинском сборнике Антона Шиловского - вот сегодня будет, я надеюсь, репетиция )

А на днях уже репетировали с Кириллом Григорьевым. Делаем программу по песням Луферова и Труханова - у второго по женской лирике (за исключением одной песни). Всё это крутится в голове, выхватывается отдельными фразами-ассоциациями. Очень довольна. Анонс будет.

Межгород, XXI век, максим сизонов, ася брюсова, александр пушкин, максим розеншток, антон шиловский, алина коротенко, александр щербина, как говорил незабвенный Кири-Куки, игры, юрий левитанский, сергей труханов, история, XVI век, кирилл григорьев, ролёвочка, сергей никитин, олег медведев, юля ревякина, обещала зачем-то, виктор луферов, XIX век, мозг, настя григорьева, ссылки, концерты, Смута, веня д`ркин, развлечения, Пустырник, 2017, литература, забавное, лёша школиков, 2024, михаил щербаков, театр, авторская песня

Previous post Next post
Up