"Однажды преподобный раб Божий, помолясь Богу, сотворил молитву и вошел в некое место, где была их знаменитая кумирница, иначе капище, и собрался разорить идолов. И опрокинул жертвенники, и богов сравнял с землей, и с Божьей помощью знаменитую их кумирницу поджег, огнем запалил ее. Все это сделал один, когда идолослужители не знали и кумирников не было, и не было ни спасающих, ни защищающих. Одержав эту победу, он не убежал тут же с этого места, никуда не ушел, а сидел на том месте, как будто ничего не ожидая надвигающегося на него, и укреплялся Божьей благодатью. Вдруг узнали об этом, рассказали друг другу, и тогда сбежалось целое сборище. И когда они примчались с яростью, с великим гневом и воплями, то, как дикие звери, устремились на него, одни с дрекольем, другие похватали топоры в руки и обступили его отовсюду. И жестоко острием топоров хотели его сечь, крича и непристойное выкрикивая и бесчинственные крики испуская. И, окружив его, стали вокруг и замахнулись своими секирами, а он находился меж ними, как овца среди волков. Не ругался, не бился с ними, а с кротостью проповедовал им слово Божие, уча их вере Христовой и наставляя во всякой добродетели".
(Житие св. Стефана, просветителя пермской земли)
Епископ сказал, что искренне рад происходящему в Грозном. «Здесь построили Божий храм, в котором молятся мусульмане. Мое сердце так же радуется, как и сердца мусульман, потому что на Кавказе между нами существует глубокое взаимопонимание», - сказал он.
«Те, кто пытается настроить народы против друг друга, не дождутся того, чтобы были развязаны конфликты на религиозной основе. Те, кто еще имеет черные мысли в голове, посмотрите на нас, посмотрите на творение рук человека, оставьте вражду, придите в эту мечеть, вознесите руки к небу и попросите мира и благоденствия на этой земле», - подчеркнул представитель Русской православной церкви.
(Из жизни епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана)
"Истинная веротерпимость искренно любит и благоговейно чтит единую святую веру свою, ревнует о чистоте и славе ее, радуется возвышению ее; но при этом дает место близ нее и другим верам, не потому, что считает их равночестными и спасительными, а по снисхождению у немощам заблуждающих. Она не теснит, не гонит, не преследует, но вместе не упускает случая с любовию указывать заблуждение и предлагать свободному убеждению и совести выбор лучшего. Такая только терпимость и уместна в нашем Отечестве...
…Может быть постановлено и такое правило: терпеть все веры, то есть одинаково ценить всякого рода веру, не давая преимуществ никакой, ставя их все на одной линии, под один уровень.
…Где принято такое направление, там говорят и пишут: веруй, как хочешь, только будь верен и честен. Пусть капище и мечеть, синагога и церковь одинаково высятся, только бы не мешали друг другу и не возмущали общественного порядка.
…Такие положения и мысли, доходя до слуха народа, набрасывают тень на чтимую им веру и колеблют его любовь к ней, мутят его понятия о ней, поставляют в нерешительность и недоумение, охлаждают и отчуждают от нее. И это тем успешнее, чем открытее и гласнее такие же начала входят в порядки жизни, в письменность, воспитание, обычаи, поговорки. Вследствие же сего неизбежно омертвеет дух, прекратятся дела самоотвержения, расслабнет энергия. Все сделается вялым, долупреклонным земным. Народ тогда - мертвый труп без духа жизни. А такому чего ожидать, кроме презрения от людей и отвержения от Бога? И вот от чего да избавит нас Господь!"
(Из наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского)
«Все, что совершилось за последние десять лет в экономике, мы можем восстановить за десять же лет. Но если мы нарушим конфессиональный баланс, особенно межконфессиональную гармонию, то не восстановим ее за столетие и разрушим Россию.
Поэтому наши недруги как внутри, так и за рубежом сейчас бьют по самому главному. Мы испокон веков живем в многонациональной и межконфессиональной стране. Это нам надо учитывать».
(Из выступления патриарха Московского и Всея Руси Кирилла)