Автор: Ирина Аброян /
Республика Армения
28 апреля в Национальном академическом театре оперы и балета им. Спендиарова состоится концерт легендарного и всемирно известного английского гитариста Джона Маклафлина и группы 4th Dimension. Один из самых разносторонних и влиятельных гитаристов нашего времени, виртуоз-исполнитель, экспериментатор и просто необыкновенный человек выступит в рамках “Международного музыкального фестиваля” (он будет проводиться в течение всего года), организованного компанией “Вибрографус”.
Маэстро Джон Маклафлин Махавишну
Очередной бесценный подарок от “Вибрографуса” - а иначе концерт John McLaughlin & 4th Dimension никак не назовешь, - уже взбудоражил ценителей хорошей музыки и меломанов. Еще бы: речь идет о выдающемся британском гитаристе и композиторе, который со второй половины 60-х прошлого века и по сей день остается одной из наиболее значимых фигур на мировой музыкальной сцене. Многие критики считают его творчество особой вехой в развитии музыкальной культуры XX века. Джон Маклафлин вошел в историю музыки не только как блестящий гитарист-виртуоз, но и как композитор, которого по праву считают одним из основателей джаз-рока и первооткрывателей жанра “фьюжн” (синтеза достижений различных музыкальных традиций и культур - от классической, до фольклорной и джазовой).
Вечный экспериментатор, Маклафлин соединил этническую (в частности, индийскую) музыку с джазовыми импровизациями и современным электрическим звучанием, что принесло ему славу среди представителей различных культур и миллионов поклонников различных музыкальных жанров во всем мире. Маклафлин работал с такими легендами, как Майлс Дэйвис, Карлос Сантана, Чик Кореа, Пако де Лусия, Ал Ди Меола и многими другими. Этот звездный список можно продолжать и продолжать. И вообще, легче сказать, с кем не играл Маклафлин, чем перечислить все составы (от трио до больших оркестров), где не участвовал этот музыкант широчайшего диапазона.
Широкую известность Маклафлину принесло участие в записях альбомов Майлса Дэйвиса “In A Silent Way” и “Bitches Brew”(1969г.). Последний, являющий собой органичное и естественное сочетание рок-музыки, сложных джазовых гармоний и импровизаций, стал вехой в истории развития джазовой музыки, положив начало созданию новых музыкальных направлений - “фьюжн” и “джаз-рок”. Но подлинную революцию в мире джаза и рока в начале 70-х произвела его легендарная фьюжн-группа “Mahavishnu Orchestra”, с которой и по сей день ассоциируют Маклафлина его фанаты. С ней Маклафлин исполняет изысканные, необычные и красивые аранжировки, значительно отличающиеся от общеевропейских классических представлений о гармонии. Немалую роль в этом сыграло увлечение Джоном индийской философией и ее глубокое понимание: несколько лет гитарист провел в Индии, где обрел свое второе имя - Махавишну и был признан “Человеком года”.
Но Маклафлин не был бы собой, если бы остановился: вся его творческая жизнь - это постоянный поиск новых средств самовыражения и непрерывающийся эксперимент. В середине 70-х годов он снова удивляет мир: становится одним из основателей проекта “Shakti”. Коллектив, в котором принимали участие такие знаменитости, как индийский скрипач Шанкар и перкуссионист Закир Хусейн, отказавшись от электрического звучания, играет акустическую музыку - уникальное сочетание элементов восточной и западной музыкальной культуры, - и по сей день поражающую своей философской глубиной и целостностью. В это же время музыкант записывает еще два альбома, ставшие “классическими”: “Love Devotion Surrender” с гитаристом Карлосом Сантаной и “Apocalypse” с Лондонским симфоническим оркестром под руководством известного дирижера Майкла Томаса.
В конце 70-х вместе с Чиком Кореа и Дэвидом Сэнборном записывает два мощных альбома “Johnny McLaughlin Electric Guitarist” и “Electric Dreams”, а также, в 1978 году, организует гитарное трио с двумя своими не менее блистательными коллегами Пако де Лусия и Ал Ди Меолой и записывает два альбома “Passion Grace and Fire” и “Friday Night in San-Franciso”. Выступление этого трио многие критики ставят в один ряд с концертами трех выдающихся оперных теноров нашей современности - Хосе Каррераса, Лучано Паваротти и Пласидо Доминго.
Можно еще долго перечислять выходившие в разное время в свет сольные альбомы гитариста, его триумфальные концерты в составе лучших оркестров мира, новые составы его групп и т.д. Не это главное. Важно, что этот выдающийся музыкант и по сей день в поиске и вечном творческом эксперименте: постоянно удивляет и восхищает своих поклонников, ибо все, что делают он и музыканты в его коллективах, несмотря на жанровые и национальные различия, понятно всему миру. Они говорят на универсальном языке музыки, синтезе всего лучшего, что создано различными культурами и народами. Одним словом, всем тем, что принято называть “World music”. Ну, а самое прекрасное, что этот выдающийся музыкант, отмеченный в 2003 году 49 местом в списке журнала Rolling Stone “100 величайших гитаристов всех времен”, приезжает в Армению, и у нас есть беспрецедентная возможность воочию лицезреть и восхищаться мастерством Джона Маклафлина.
“Вибрографус” раскрывает скобки
Естественно, нам хотелось узнать о некоторых подробностях предстоящего ереванского концерта Маклафлина, в которые нас с удовольствием посвятил основатель и директор компании “Вибрографус” Вардан Григорян. По его словам, как этот концерт, так и предстоящее 25 мая в СКК выступление “Deep Purple” (также организованное “Вибрографусом”) проходят под высоким патронажем премьер-министра страны Тиграна Саргсяна.
“Это была наша идея и воодушевление, - говорит Вардан, - и это нашло поддержку со стороны главы правительства. Мы не просили финансового содействия у государства (нам помогли в плане аренды залов). Я вообще считаю, что этого делать не следует: в нашей республике есть более серьезные фундаментальные области (фольклор, национальная культура и прочее), требующие финансовой поддержки государства. И если кто-то не попадет на концерт “Deep Purple”, ничего страшного не произойдет, и армяне не потеряют свою идентичность. Мы не преследуем бизнес-цели: речь идет об обыкновенной самоокупаемости. Иначе мы привозили бы совсем другую “популярную” музыку. Вы понимаете, о чем я. То, что мы делаем, скорее, борьба против “цветных и размазанных” восточных мотивов, царящих на нашей сцене: привозим серьезную, сильную и умную музыку и приглашаем людей, оставивших важный след в истории мировой музыки. Меняем, так сказать, “воздушную атмосферу” Еревана и даем возможность прогрессивной части общества, нашим музыкантам получить новые стимулы, эмоции. Достаточно вспомнить, с каким трудом и за какие деньги мы находили записи любимых музыкантов (еще на виниле), “не дышали” на них. И вдруг, сегодня мы можем их пригласить в Армению, увидеть и услышать! Не говоря уже о том, что приезд таких музыкантов в Армению приносит намного больший рейтинг нашей стране, чем визит какого-либо иностранного, пусть и высокопоставленного, чиновника”.
Что касается приглашения Маклафлина, то, по словам Вардана Григоряна, это была совместная идея: его и Гагика Гюльбудагяна (партнера и совладельца компании). Они оба являются большими поклонниками творчества музыканта, хотя, с “коммерческой” точки зрения, сомневаются, удастся ли должным образом оповестить людей о предстоящем концерте. В компанию постоянно звонят люди и возмущаются, что узнали об этом событии из “третьих рук”. А все потому, что постоянно возникают трудности и препоны, связанные с размещением рекламных роликов на телевидении, афиш и рекламных банеров.
“Я лично считаю, - говорит директор “Вибрографуса”, - что информацию о приезде Маклафлина нельзя ставить в один ряд с рекламой подсолнечного масла или стирального порошка. Вы не согласны? Должны же быть какие-то этические или иные нормы, какие-то “привилегии” в планы размещения рекламы высокозначимых культурных проектов. Мы не говорим о том, чтобы наводнить город и телевидение информацией о концерте - всего лишь о каких-то “квотах” в рамках разумного. Мы, например, сделали сюрприз и до 8 марта (в честь этого праздника) сделали скидку на билеты Маклафлина и “Deep Purple”.
В заключение же В.Григорян отметил, что при переговорах с музыкантом не возникло никаких проблем, и это при том, что у Маклафлина был один свободный день в рамках турне, когда он должен был отдохнуть: он приезжает сюда после концерта в Тбилиси, а на следующий день летит в Германию. И при всем этом согласился дать один концерт в Ереване.
Что касается состава группы 4th Dimension, то по звездности она ничем не уступает самому маэстро: уникальный клавишник и ударник Gary Husband (играл со всеми мыслимыми и немыслимыми звездами - Гарри Муром, Джеймсом Брауном и др.); Etienne Mbappe - бас-гитарист, играющий в черных перчатках (выступал, в частности, с Реем Чарльзом, Джо Завинулом), и сильнейший ударник Mark Mondesir. Группа в ноябре прошлого года записала новый альбом “To the One”, который будет представлен 20 апреля всему миру, ну, и конечно, в Армении. Хотя вряд ли Маклафлин ограничится только этим, но все остальное - пока секрет.
Есть еще один сюрприз: Маклафлина спросили, знает ли он нашего “проповедника” world music Арто Тунчбояджияна и может ли сыграть с ним. Он ответил, что знаком и согласился. Теперь ведутся переговоры с его представителем и, возможно, на сцене эти два музыканта встретятся.
“Знаете, это особенный человек: открытый, добрый и честный. У него есть такие видео-уроки игры на гитаре - таких уроков нет нигде в мире: он так подробно показывает и объясняет технику игры, что просто поражаешься. Чисто, филигранно и главное - очень-очень честно. Это, наверное, - одно из главных качеств этого уникального человека. И как человек, со своей философией, любовью к миру и всем людям, он также вызывает восхищение и глубокое уважение. Маклафлин считает себя человеком мира не только на словах: для него этническая музыка намного интереснее и важнее, ибо, в отличие от европейской классики, имеет более глубокие корни и историю. Он часто говорит, что “все мы - божественные создания, а музыка - это лицо Бога”. Он уверен, что все созданное Всевышним, в том числе и музыка, имеет божественное происхождение. Мы все вышли из одного, мы все остаемся объединены этим и мы никогда не сможем отделиться друг от друга и от этого единого. Бог - это истина и красота, источник всего прекрасного. Музыка прекрасна, значит, и она должна быть истиной. И все это тайными нитями связано друг с другом. К этому разве можно что-то добавить?” - на такой поистине божественной ноте резюмировал наш разговор Вардан Григорян.
Запись опубликована
Barseghyan | Media Factory. Пожалуйста, оставляйте
комментарии там.