Доказывать человеку, который испытывает сиюминутное чувство счастья, что он на самом деле несчастен - глупо и бесполезно. Но моментальное счастье непрочно, оно основано на изменении состояния органов чувств под влиянием химии - гормонов, алкоголя, других веществ. Это эйфория, знакомая тем, кто курил траву, влюблялся, был частью сплоченной команды или толпы, объединенной общим стремлением. Постоянное чувство счастья глубже. В его основе равновесие и гармония, внутренняя уверенность в том, что все происходящее правильно. Это ощущение возникает у того, кто следует закону дхармы.
Дхарма - это предназначение, область деятельности, в которой человек может максимально реализовать себя. Чье-то предназначение бросать в бой войска, чье-то - подметать улицы, чье-то - на этих улицах гадить. С этим не надо бороться - это надо принять, потому что всегда будут люди, чье предназначение гадить и разрушать. Если вам это не нравится - стройте и убирайте. Или ловите тех, кто гадит и ломает, если это больше соответствует вашей дхарме. И делать это нужно спокойно и безоценочно. Так же, как бесполезно злиться на законы природы, гравитацию например, бесполезно бороться с дхармой, тем более с чужой.
Но мы же не можем не бороться! Раньше протестовали против цензуры и принудительного коммунизма, теперь против олигархов и коррупции. Или против Охта-центра. Важность этого здания сильно преувеличена. Мы не знаем последствий строительства Охта-центра. Может быть он упадет через 20 лет и много людей погибнет. А может быть, не упадет, но послужит благосостоянию города. Санкт-Петербург вычеркнут из списков ЮНЕСКО, но может быть, башня привлечет туристов, став через 20 лет таким же символом города, как разведенные мосты. Это непредсказуемо.
Зато предсказуемо, что человек, придающий излишнее значение проблемам, не связанным с его дхармой - футбольным матчам, бездомным котятам, ураганам во Флориде, постройке зданий сомнительного эстетического свойства или чему угодно еще - нарушит равновесие и либо заболеет, либо получит порцию неприятностей. Это даже не мистика! Если вы отдадите силы борьбе с небоскребом, то не сделаете много нужных дел: не успеете сходить к врачу, заехать к маме, повысить вовремя квалификацию и вас уволят. Если вы будете сильно переживать из-за стройки, то получите нервный тик, язву желудка и бессонницу, что скажется на здоровье.
Пусть журналист, чья дхарма освещать происходящее и давать интерпретации фактам, борется с Охта-центром. Пусть строитель, чья дхарма проектировать хорошие и прочные здания, возводит башню, не отвлекаясь на общественные настроения. Пусть пиарщик доказывает журналисту, что башня - хорошее дело. А наше дело - лениво следить за процессом, создавая вялый общественный резонанс, безупречно следуя своей дхарме. Но человек - животное общественное. Своя дхарма нам неинтересна, нам интересно выражать свое мнение и бороться, отстаивая свою правоту. Причем делать это нужно вместе - чувствую эйфорию принадлежности к группе.
Из двух направлений буддизма более популярно то, которое работает на группу - махаяна, буддизм большой колесницы, отколовшийся в свое время от хинаяны культ Бодхисаттв. В хинаяне считалось, что достичь нирваны каждый должен сам. Не был развит институт наставников, каждый шел сам по себе и в то же время все были едины, двигаясь по узкой тропе хинаяны к одной цели - освобождению от мира. Каждый шел, и, руководствуясь примером идущего, за ним шли другие. В махаяне же Бодхисаттвы отказывались от освобождения и нирваны, останавливаясь в конце пути, чтобы помочь медленно идущим братьям в пути. И что же? Идущие видели, что их гуру сидит, и садились у ног Бодхисаттвы. Куда ж в нирвану поперек батьки? Все сидят вместе, но каждый на отдельной табуретке.
Как буддизм махаяны, общественная деятельность не приносит настоящего результата для каждого конкретного человека. Каждого можно научить петь мантры, но приведет ли это к освобождению каждого? Вроде бы можно добиться общей цели - сорвать постройку Охта-центра, но это ли приведет к личному счастью?
А вот следование дхарме, предназначению, приведет.
P.S. Дхарма - индуистское слово. Но правильно ли я употребляю его в контексте индуизма я понятия не имею. Я понял так, и это мой личный контекст =)