А они посмотрят и напишут

Jun 02, 2012 10:11

Дневник маргинала: фотоальбом Б.Михайлова «Неоконченная диссертация»

На материале специфического примера - поэтики маргиналий в фотографии Б.Михайлова - в докладе ставится проблема модальности в визуальном нарративе.
Фотоальбом-серия Бориса Михайлова (р. 1938) «Неоконченная диссертация» (1998) представляет собой своего рода дневник маргинала эпохи брежневского застоя. Этот субъектный нарратив городской окраины/районов новостроек записан в двух кодах: визуальному ряду (парафраз семейного альбома) вторит вербальный (рукописные записи на полях). В изобразительном сегменте фотоальбома план содержания («случайность» кадрирования, «дневниковый» отбор сюжетов, отсутствие постановочности фотоизображений) изоморфен плану выражения («документалистская» позиция объектива «у бедра», нарочитая «ошибочность» экспозиции, смазанный фокус и т.п.). В вербально-письменном сегменте, связанным с изображениями на основе свободной «сшибки», план выражения представлен гибридом жанров (философских цитат и размышлений, бытовых заметок, (само)иронических замечаний к картинкам), а план содержания - рассказом об анти-событии и выступает автометаописанием отчужденного сознания.
Город и его обитатели в изображениях описываются в пространственных категориях периферии: окраина, пустырь, свалка, панельный микрорайон; безличный тупик - забор, площадки долгостроя, стены гаражей, новостройки среди пустыря; «случайный» прохожий, женщины с сумками, бомжи, толкучка у входа в троллейбус. Мотив пограничья представлен и в речи автора дневниковых записей, в которой высокое/низкое и внешнее/внутреннее не выступают как различия и происходит их инверсия (снижение высокого и интимизация внешнего) и контаминация (наложение масштабов).
Фрагментированный кадр соответствует семантике пространства частного, маргинального. Но при этом фрагмент метонимически отсылает к центру как целому - семиосфере советской среды обитания, коллективному бессознательному жителей новостроек. Эффект нарочитой «случайности» кадрировки создает колебательное движение с постоянным смещением фокуса - это и не центр, и не периферия, а градация переходов одного в другое. Время в репрезентации города также обозначено как постоянный сдвиг: чуть раньше и чуть позже настоящего (только что прошедший прохожий или садящиеся в троллейбус будущие пассажиры).
Принцип градаций репрезентирован в мотиве серого: от цитаты из Беньямина в подписи к первой фотографии серии («Все стало серым») до серой гаммы «любительских» фотографий. Серое выступает как агент трансформаций бинарной системы цветовых обозначений (черно-белого и его метафорического перевода в план социальный) в тетрарную, выступая не нейтрализацией основной оппозиции, а ее альтернативой, дополняющей противопоставление импликацией и отождествлением. Вследствие этого рассказ о сером можно трактовать как фиксацию динамических процессов - состояний, как визуализованную модальность. В системе градуированных значениях реализован нарратив призрачной действительности, которая располагается в срединной зоне на шкале мерцающих переходов-признаков от бытия к не-бытию. Поэтика маргиналий в фотоальбоме Михайлова отмечена иконически (от абсурда заметок на полях до темы/ремы изображений ничтожного) и символически (экзистенциальная проблематика «края»). Эго-нарратив урбанистического пограничья строится на основе динамической модели частного, телесного, преходящего во времени, в которой непрозрачно и непреходяще только состояние. Это способ описания континуальности в дискретных категориях.

Наталия Витальевна Злыднева, доктор искусствоведения,
заведующая отделом истории культуры Института славяноведения РАН

PS: а тут, для контраста, рассказ автора - http://www.photographer.ru/cult/person/3287.htm
Previous post Next post
Up