Салим Ламрани: Исландия и отказ от жёсткой экономии

Dec 06, 2012 11:07


6 марта 2010 года более 93% исладцев, принявших участие в референдуме, высказались против возмещения Соединённому королевству и Нидерландам долга, числившегося за обанкротившимися исландскими банками, в сумме около 4 миллиардов долларов.

В противоположность Европейскому Союзу, который, столкнувшись с экономическим кризисом, встал на путь жёсткой экономии, Исландия осуществила национализацию финансовых институтов и не допустила бюджетных сокращений. Темп роста экономики страны в 2,7% в 2012 году не мог остаться незамеченным даже со стороны Международного Валютного Фонда (МВФ).

Когда в сентябре 2008 года финансово-экономический кризис дошёл и до Исландии, маленького архипелага на севере Европы с населением 320.000 человек, его влияние было таким же катастрофическим, как и на всём континенте.
Финансовые спекуляции привели три самых крупных банка, активы которых в десять раз превышали ВВП страны, к банкротству и чистой потере 85 миллиардов долларов.
В период с 2008 по 2010 год процент безработных увеличился в 9 раз, тогда как в прежние времена в стране была обеспечена полная занятость.
Долг Исландии составлял 900% ВВП, а национальная валюта обесценилась на 80% по отношению к евро.
Страна погрузилась в глубокую рецессию, и сокращение ВВП за два года составило 11%.

В 2009 году, когда правительство намеревалось применить меры жёсткой экономии, как этого требовал МВФ в обмен на 2,1 миллиарда евро, всеобщие протесты вынудили его уйти в отставку. На досрочных выборах абсолютное большинство мест в парламенте получили левые.

Новой власти, однако, удалось принять закон «Ice save», по названию частного интернет-банка, который обанкротился и вкладчики которого в большинстве своём были голландцы и англичане, с тем, чтобы погасить вклады иностранных клиентов. Этот закон вынуждал всех ирландцев погасить долг в 3,5 миллиарда евро (40% ВВП) - 9000 евро на каждого жителя - в срок 15 лет при 5% годовых. Перед лицом массовых протестов президент вынужден был отказаться ратифицировать этот закон и предложил его на всеобщий референдум. В марте 2010 года 93% ирландцев отклонили закон о возмещении убытков банка Icesave. На повторном референдуме в апреле 2010 года он также был отвергнут большинством в 63% голосов.

В 2011 году была принята новая конституция, составленная учредительной Ассамблеей из 25 граждан, избранных всеобщим голосованием из 522 кандидатов, и включающая в себя 9 глав и 114 статей. Последняя предусматривает право на информацию с публичным доступом к официальным документам (Статья 15), создание Комитета контроля за ответственность правительства перед Парламентом (Статья 63), право на прямую консультацию (Статья 65) - 10% избирателей могут потребовать проведение референдума по законам, одобренным Парламентом, - а также назначение Премьер-министра Парламентом.

Таким образом, в противоположность другим государствам Европейского Союза, которые в той же ситуации буква в букву выполняли рекомендации МВФ, требующего применения суровых экономических мер, как в Греции, Ирландии, Италии или Испании, Исландия пошла по другому пути. Когда в 2008 году три самых крупных банка страны Glitnir, Landsbankinn и Kaupthing обанкротились, Исландия отказалась вливать в них государственные средства, как это имело место в других странах Европы. Наоборот, она национализировала их.

Частные банки были вынуждены аннулировать все долги по плавающим ставкам, превышающим 110 % стоимости недвижимого имущества, избежав таким образом долгового кризиса, как это имело место в США. Кроме того, Верховный Суд признал незаконными все кредиты, индексированные к иностранной валюте и предоставленные частным лицам, принудив таким образом банки к отказу от своих претензий в пользу населения.

Что касается лиц, ответственных за катастрофу - банковских спекулянтов, которые провоцировали обвал исландской банковской системы, - они не получили никакого снисхождения, как это было в странах Европы, где они избежали всякой ответственности. В Исландии они были представлены перед судом и приговорены к тюремному заключению Олафуром Тор Аукссоном, которого Парламент назначил специальным обвинителем. Даже Премьер-министр Гейр Хаард, обвинённый в халатном управлении кризисом, не мог избежать суда.

Результаты исландской социально-экономической политики оказались захватывающими. Тогда как Европейский Союз находится в полной рецессии, Исландия в 2011 году обеспечила экономический рост в 2,1%, а в 2012 году предусмотрен рост в 2,7% и уровень безработицы около 6%. Самой большой роскошью является то, что страна намерена обеспечить досрочное погашение своих догов перед МВФ.

Исландский президент Олафур Гримссон так объяснил исланское экономическре чудо: Отличие состоит в том, что мы не защищали банки от банкротства. Это были частные учреждения. Мы не оказывали им финансовую помощь, чтобы поддержать их на плаву. Государство не должно брать на себя эту ответственность».

Против всяких ожиданий, МВФ приветствовал политику исландского правительства, которое применило меры, противоположные тем, которые от него требовали. Такая политика позволила сохранить «великолепную скандинавскую модель социальной защиты». Действительно, в Исландии самый высокий индекс развития человеческого потенциала. «МВФ заявляет, что план спасения по примеру Исландии является для нас уроком кризисного периода». И добавляет, что «тот факт, что Исландии удалось сохранить социальное благополучие семей и добиться крупной фискальной консолидации, является одним из самых больших успехов программы и исландского правительства». МВФ тем не менее ни словом не обмолвился о том, что эти результаты стали возможны единственно потому, что Исландия отбросила неолиберальную шоковую терапию и использовала альтернативный и более эффективный план экономического подъёма.

Случай с Исландией доказывает, что существует достойная альтернатива экономике жёстких мер, применяемых повсюду в Европе. Последние, будучи экономически неэффективными, имеют опасные политические последствия и не воспринимаются обществом. Ставя общественные интересы выше интересов рынков, Исландия указывает всем странам континента путь по выходу из тупика.

Салим Ламрани
Перевод: Horst Frohlich

Салим Ламрани, Réseau Voltaire

Previous post Next post
Up