Очарована, околдована, c ветром в поле когда-то обвенчана...
Для меня было абсолютным открытием, что эти строчки, по особенному звучащие в эти восьмомартовские денёчки
и каждой женщиной примеряемые на себя, (естественно!) были написаны совершенно не влюбленным мужчиной,
а скорее даже женоненавистником, мужчиной, вообще не признававшим любовную лирику...
Сложившееся ещё в юности пренебрежительное отношение к противоположному полу этот поэт пронес почти через всю жизнь.
Поэтому любовной лирики он не создавал!
И имя его не Звездинский (Михаил Звездинский написал только музыку, изменил первое слово "зацелована" на "очарована" и пел,
да как!..., послушайте...)
Имя поэта - Николай Заболоцкий, и на момент написания этого стихотворения "Признание" ему было 54 года (не мальчик!)
Про любовь к женщине он не писал ни в молодости, ни в более зрелые годы. И вдруг - дивный лирический цикл на излете жизни.
Такие пронзительные и гениальные строки могут родится, конечно, только, когда эмоции в надрыве, на изломе,
что, в принципе, и происходило в то время в жизни Заболоцкого.
Ценность рядом с тобою идущего человека понимается, к сожалению, только когда его теряешь....
"Признание" /Николай Заболоцкий /1957 год/
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится - не убавится,
Что не сбудется - позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово…»
И вот ещё интересные факты:
- Некоторые стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого положены на музыку и стали любимыми песнями:
«Городок» - группа «Аквариум»;
«Не позволяй душе лениться» - группа «Круиз»;
- В кинофильме «Доживём до понедельника» (режиссёр Станислав Ростоцкий) звучит песня «В этой роще берёзовой»
(музыка Кирилла Молчанова), которую исполняет Вячеслав Тихонов.
- Стало песней и стихотворение «Облетают последние маки» (обрываются речи влюбленных, улетает последний скворец…»)
(музыка Андрея Петрова), которую в кинофильме «Служебный роман» (режиссёр. Э.А. Рязанов) исполняет Андрей Мягков.
Об истории создания стихотворения «Признание»
Вглядываюсь еще раз в пронзительные строки и пытаюсь представить создавшего их человека.
В голову приходит влюбленный юноша с пылким взором - примерно как солист группы «Фристайл», исполнявший песню лет 10-15 назад.
Но нет, писал стихи 54-летний серьезный человек с внешностью и манерами бухгалтера: гладко причесанный и выбритый, в очках, аккуратно-педантичный.
Более того, Заболоцкий до 1957 года, когда создал цикл «Последняя любовь», вообще был чужд интимной лирике.
Про любовь к женщине он не писал ни в молодости, ни в более зрелые годы.
И вдруг - дивный лирический цикл на излете жизни.
Включающий в себя в том числе «Облетают последние маки...», Обрываются речи влюбленных,/ Улетает последний скворец…»
(Узнали? Это песни из кинофильма «Служебный роман»).
Что же произошло? Чтобы ответить на вопрос, придется заглянуть в личную жизнь поэта.
Николай Заболотский родился 24 апреля 1903 года. Детство его прошло в Уржуме Вятской губернии.
Более известен другой уроженец Уржума - Сергей Костриков (партийная кличка - Киров).
Именем последнего теперь зовется и областной центр, и вся область.
Заболоцкому же в Кирове посвящена одна-единственная мемориальная доска на улице Дрелевского - там жил его отец, и он его навещал.
В Питере Заболоцкий был участником группы ОБЭРИУ вместе с Д. Хармсом и другими поэтами-экспериментаторами.
Отношение к женщинам у обэриутов сложилось чисто потребительским.
Заболоцкий был в числе тех, кто «ругал женщин яростно» (по воспоминаниям Е. Шварца).
Ему принадлежит утверждение «Курица - не птица, баба - не поэт».
В частности, они терпеть не могли друг друга с Ахматовой.
Очевидно, сложившееся в юности пренебрежительное отношение к противоположному полу Заболоцкий пронес почти через всю жизнь.
Поэтому любовной лирики не создавал.
Тем не менее брак Николая Алексеевича получился прочным и удачным (опять-таки за исключением последних двух лет жизни).
В 1930 году он, к удивлению друзей, женился на выпускнице того же герценского педагогического института Екатерине Клыковой - пятью годами его моложе.
Она была стройна, застенчива, темноглаза, немногословна. Не красавица, но прекрасная жена, мать, хозяйка.
В ней угадывалась восточная примесь. В том числе в поведении с мужем - ровным и робким.
Постепенно Заболоцкий отходит от обэриутов, его эксперименты со словом и образом расширяются.
К середине 30-х годов Николай - довольно известный поэт.
А потом - арест после ложного доноса в 1938 году: событие, разделившее на две части и жизнь его, и творчество.
Заболоцкого на следствии истязали, но он так ничего и не подписал. Может быть, поэтому ему дали минимальные пять лет.
Многие писатели были перемолоты ГУЛАГом - Бабель, Хармс, Мандельштам.
Заболоцкий выжил - как считают биографы, благодаря семье и супруге, которая была его ангелом-хранителем.
Жена и двое детей немедленно приехали к Николаю Алексеевичу в Караганду, как только это стало возможным.
Лишь в 1946 году поэт освободился.
Способствовали этому перевод «Слова о полку Игореве», начатый еще до ареста, а также хлопоты известных писателей, особенно Фадеева.
Ему разрешили с семьей поселиться в Москве - свою дачу в Переделкине предоставил писатель Ильенков; восстановили в союзе писателей.
Он много занимался переводами, особенно грузинских поэтов.
Постепенно все наладилось. Публикации, достаток (за переводы хорошо платили), известность, отдельная квартира в Москве,
даже орден Трудового красного знамени в 1957 году (опять-таки за переводы).
Но лагеря наложили свой отпечаток. Заболоцкий стал мнителен, осмотрителен, насторожен.
В стихах состоялось возращение к классическим традициям.
Совершенно точно, что ранний и поздний Заболоцкий - как два разных поэта.
В творческом отношении послелагерные годы были лучшими в его жизни. Он создает стихи, дивные по своей прелести.
Рядом - супруга, преданная, как собака.
Правда, здоровье подточено ГУЛАГом - в 1955-м году у него случился первый инфаркт.
А затем происходит то, чего Николай Алексеевич никак не ожидал - от него уходит жена.
Впрочем, ничего не бывает «вдруг». Екатерина Васильевна, жившая многие годы ради мужа, не видела от него ни заботы, ни ласки.
Он обращался с ней жестоко, порой деспотично. Вот строки из его стихотворения «Жена»:
С утра он все пишет да пишет,
В неведомый труд погружен.
Она еле ходит, чуть дышит,
Лишь только бы здравствовал он.
Так и было в семье Заболоцких. Вряд ли Екатерина Васильевна была довольна таким положением.
И в 1956 году, в возрасте 48 лет, она уходит к Василию Гроссману - писателю, известному сердцееду.
«Если бы она проглотила автобус, - пишет сын Корнея Чуковского Николай, - Заболоцкий удивился бы меньше!»
За удивлением последовал ужас.
Поэт был сокрушен, беспомощен и жалок.
Несчастье прибило его к одинокой, молодой (28 лет), умной женщине Наталье Роскиной.
У него хранился телефон какой-то дамы, любившей его стихи. Вот и все, что он о ней знал.
Она же с юности читала наизусть чуть ли не все его стихотворения. Он ей позвонил.
Потом они стали любовниками - с ее стороны это больше была жалость (по крайней мере, так она объясняла в воспоминаниях).
Любопытно, что Гроссман был для Натальи чем-то вроде приемного отца - опекал ее еще девочкой, когда отец Роскиной, его друг, погиб на фронте.
Все переплелось, но никто не был счастлив.
Каждый в этом треугольнике (Заболоцкий, его супруга и Роскина) мучился по-своему.
Однако именно из личной трагедии поэта и родился цикл лирических стихов «Последняя любовь» - один из самых щемящих и талантливых в русской поэзии.
Перечитайте стихотворения 1957 года -
«Гроза идет»,
«Голос в телефоне»,
«Можжевеловый куст»,
«Встреча»,
«Сентябрь»,
«Последняя любовь»,
«Кто мне откликнулся в чаще лесной?»
Вы не пожалеете.
Но даже на их фоне «Признание» стоит обиняком. Это - подлинный шедевр, целая буря чувств и эмоций.
Примечательно, что лирическая героиня цикла была едина в двух лицах - в некоторых стихах угадывается Клыкова (причем их больше),
в других - Роскина. Вот и в «Признании» обе этих женщины как бы соединились в одну.
Екатерина Васильевна вернулась к мужу в 1958-м.
Этим годом датируется еще одно знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Его писал смертельно больной человек.
Пережить радость соединения им было не суждено: поэта постиг второй инфаркт. Спустя полтора месяца, 14 октября 1958 года, он умер.
Осталось творческое наследие, которое, как и все талантливое, с годами становится лишь прекрасней.
Информация взята
здесь